Беларусь затарилась импортом не по карману

Источник материала:  
28.07.2013 12:10 — Новости Экономики

Дефицит торговли товарами Беларуси увеличился за январь-май до 930 млн. долларов — по сравнению с двухмиллиардным профицитом годом ранее. Власти винят во всем проседание внешнего спроса на белорусский экспорт. Но это не совсем соответсвует действительности.


Растворители

Беларусь затарилась импортом не по кармануСогласно последним данным Белстата, белорусский экспорт за первые пять месяцев сократился на 25%. Главную роль в этом сыграло прекращение серых схем реэкспорта российских нефтепродуктов. Так, по смазочным материалам сокращение составило 780 млн. долларов, по растворителям и разбавителям — 2,15 млрд. долларов. Что касается биодизеля, то если перевести нынешнее физическое сокращение экспорта нефтепродуктов в прошлогодние цены, то получается, что урон от ликвидации данной схемы превысит 1,4 млрд. долларов. Всего эти категории отняли от нашего экспорта 4,4 млрд. долларов или 18,5%.

Но одновременно Беларусь прекратила завозить и сырье для растворителей, в результате чего импорт российских нефтепродуктов сократился на 3,3 млрд. долларов. Таким образом, торговое сальдо ухудшилось на 1,1 млр. долларов и, если бы не другие факторы, то даже после ликвидации нефтяной контрабанды могло оставаться на 900 млн. долларов в плюсе, а не в минусе на такую же сумму — как сейчас.

Правда, белорусский экспорт, как известно, потерпел фиаско и на других фронтах.


Дешевая нефть

Экспорт нефтепродуктов в текущем году сократился не только из-за биодизеля, но и за счет удешевления экспортируемой продукции наших НПЗ.

Так, за вычетом эффекта от контрабанды, падение цен сократило наш нефтяной экспорт еще на 600 млн. долларов. Но зато и импорт сырой нефти подешевел на 450 млн. долларов.

Таким образом, ценовая конъюнктура углеводородов уменьшила торговое сальдо Беларуси лишь на 150 млн. долларов, и оно все еще могло оставаться позитивным — в объеме 750 млн. долларов.


Проседание экспортных рынков…

Уменьшение внешнего спроса сократило продажи по ряду статей.

Транспортных средств было поставлено почти на помиллиарда долларов меньше. На удобрениях мы потеряли 83 млн. долларов (калийный экспорт упал больше, но был частично возмещен небывалым ростом экспорта азотных удобрений). Существенно просели также черные металлы (на 48 млн. долларов), шины и другие резиновые изделия (36,5 млн.), машиностроительное оборудование (34 млн.) и, как ни странно, изделия из меха (25 млн). Общее сокращение по категориям, где оно составило более 20 млн. долларов — 700 млн. долларов.

Но на самом деле проблемы с экспротом — не так страшны, как их малюют власти.


…компенсировано сполна

Во-первых, многие названные производства являются очень импортоемкими, то есть используют зарубежное сырье.

Так, потеряв 48 млн. долларов на экспорте черных металлов, Беларусь, одновременно, на 33 млн. долларов сократила и импорт по названной категории. Меньше экспортировали меха, но меньше его и импортировали — на 17 млн. долларов. По сырью для резиновых изделий, которое мы закупаем в Таиланде, Малайзии, Нигерии и Кот д’Ивуаре, сокращение — 35 млн. долларов. Кроме того, сильно урезали закупки железнодорожных локомотивов — на 127 млн. долларов, российских азотных удобрений — на 25 млн. долларов, а также мяса — на 57 млн. долларов.

Единственным исключением из тренда стали изделия из черных металлов (не путать с просто черными металлами). Из-за работы заводов на склад экспорт таких изделий увеличился всего лишь на 2 млн. долларов, а импорт сырья для них — на 72 млн. долларов.

Более того, уменьшение экспорта по одним категориям было компенсировано увеличением продаж другой продукции.

Категории, где рост продаж составил более 20 млн. долларов, это — молочная продукция (+227 млн.), пластмассовые изделия (+65 млн.), древесина и мебель (+60 млн.), а также, в сумме на 114 млн. долларов, медь, фрукты, овощи, мясопродукты и пищевые отходы.

Конечный эффект от проседания внешнего спроса, с учетом сокращения импорта и увеличения экспорта по другим категориям — минус 20 млн. долларов от тех 750 млн., которые оставались после ликвидации контрабанды и удешевления нефтепродуктов.

Другими словами, несмотря на все перечисленные проблемы с экспортом, торговое сальдо Беларуси все равно должно было остаться в большом профиците — на 730 млн. долларов.

В чем же настоящая проблема?


Подпитка ВВП

На самом деле, косвенной прочиной внешнеторговых проблем Беларуси действительно стала ликвидация «растворительного» бизнеса, несмотря на то, что непосредственный эффект контрабанды на наше торговое сальдо был ограниченным. Но данные схемы были главным двигателем экономического роста нашей страны, добавляя к нему 5,9% процентных пункта за счет одной только промышленности (дополнительный вклад в ВВП «растворители» вносили по категории «оптовая торговля»), в то время как фактический рост ВВП в январе-мае 2012 года составил лишь 3,2%.

Таким образом, когда санкции Москвы оставили нашу экономику без этого локомотива, власти начали спасать страну от рецессии при помощи массовых денежных вливаний, что спровоцировало огромный скачок в потребительском и инвестиционном импорте.

В рамках кампании по модернизации власти купили импортного оборудования на 450 млн. долларов больше, чем в прошлом году. А обычные белорусы, чьи зарплаты увеличились на 21,5%, скупают импортные автомобили — на 325 млн. больше год к году и бытовую технику — на 280 млн. больше.

Все это, а также взрыв спроса на импортные потребительские товары по 20 разным категориям — от шампуней и обуви до алкоголя и рыбы — привело к увеличению импорта на 1,7 млрд. долларов и отправило торговое сальдо нашей страны в крутое пике — до нынешнего дефицита в 930 млн. долларов.

Таким образом, причина внешнеторгового дефицита, грозящего обвалить национальную валюту, не во внешних рынках. Там, при всех сложностях, ситуация для нас остается сравнительно благоприятной.

Проблема в том, что белорусская экономика исчерпала возможности внутреннего роста за счет госсектора. А власти, пытаясь поддержать иллюзию стабильности, печатают деньги и скупают за границей всё, что могут добыть в рассрочку, увеличивая торговый дефицит и залазя в бесперспективные долги.



Стась ИВАШКЕВИЧ
←Железная дорога Молдовы присоединилась к проекту контейнерного поезда «Викинг»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика