Кооператоры уже полгода оправдываются перед президентом
08.07.2013 09:03
—
Новости Экономики
«Белкоопсоюз» в Беларуси вполне можно назвать уникальной структурой. Это сохранившаяся почти в неизменном виде с советских времен система торговли на селе и, одновременно, система заготовки и переработки сельхозпродукции. Руководство «Белкоопсоюза» справедливо указывает на социальную роль своей организации и просит финансирование. Власти столь же резонно говорят о неэффективной работе предприятий потребкооперации, но не готовы приступить к приватизации «Белкоопсоюза».
Кооперация проблем
4 июля в Беларуси отмечался Международный день потребительской кооперации. Хотя «отмечался» – слишком громко сказано. Вряд ли о нем бы кто-то вспомнил, если бы руководство «Белкоопсоюза» не провело специальную пресс-конференцию.
История «Белкоопсоюза» берет начало в 1870 году, когда в Полоцке было создано первое потребительское общество. На сегодняшний день это самая большая торговая сеть в стране. Основная сфера деятельности «Белкоопсоюза» – заготовка и переработка сельхозпродукции, а также торговля, в которой задействованы 10 тыс. магазинов суммарной площадью около миллиона квадратных метров и 14 оптовых баз, а также 2,5 тыс. объектов общепита.
«Белкоопсоюз» старательно подчеркивает свое принципиальное отличие от всех прочих белорусских компаний, которые занимаются сетевой розничной торговлей. По словам руководителей организации, суть потребкооперации – в том, что она ориентирована не на извлечение прибыли. В уставе «Белкоопсоюза» записано: «призван обеспечивать потребности пайщиков».
Как рассказал первый заместитель председателя правления «Белкоопсоюза» Александр Яковчиц, организация просто вынуждена зарабатывать, чтобы поддерживать снабжение множества деревень и небольших населенных пунктов по всей стране – 70% магазинов «Белкоопсоюза» расположены именно в селах. То есть, полностью сообразно нынешней моде, руководство «Белкоопсоюза» при всяком удобном случае упоминает о «социальной роли» своей организации. Правда, в данном случае об этом можно говорить безо всякой иронии.
Обычно на таких встречах с прессой чиновники отчитываются об успехах. Однако в данном случае все вышло немного иначе. Дело в том, что 8 февраля белорусский президент вместе с представителями правительства и главами областей посетил очередное отчетное общее собрание представителей членов «Белкоопсоюза». Где в пух и прах разнес систему, выстроенную «Белкоопсоюзом» за последние годы, традиционно пообещав принять «жэстачайшые кадровые решения».
Александр Лукашенко тогда напомнил, что система потребительской кооперации «призвана выполнять важнейшую социальную функцию в стране – обеспечивать торговое обслуживание сельских жителей, закупать у них все излишки сельскохозяйственной продукции и сырья, организовывать переработку и поставку в розничную сеть».
Однако, по словам президента, потребкооперация продолжает сдавать позиции на внутреннем потребительском рынке. Так, в розничном товарообороте торговых организаций страны их удельный вес в 2012 году по сравнению с 2005 годом сократился с 15% до 11%. «Вы вместо развития торговли и общественного питания пошли по пути закрытия магазинов на селе», – возмутился президент.
Как оказалось, с эффективностью работы предприятий потребкооперации тоже беда: более половины из них почти не имеют оборотного капитала, около 80% работают с низким уровнем рентабельности (до 1%). При такой рентабельности не представляется возможным сохранить условия даже для простого производства, не говоря уже о развитии предприятия. Соответственно, зарплата в потребкооперации остается одной из самых низких. В минувшем году она составила 67% от средней по стране.
«Очевидно, что потребкооперация недостаточно использует резервы увеличения закупок от населения, – выразил недовольство президент. – Вы закупаете у населения лишь 10% товарных ресурсов картофеля, 2% овощей, а также 30% плодов и ягод».
По мнению президента, спасение «Белкоопсоюза» – в колбасе класса hand-made. «Конечно, много ”пальцем пиханных“ колбас не произведешь, но они на порядок дороже той же ”Докторской“, которая производится на промышленных предприятиях. Сделайте тысячу тонн домашней колбасы и получите хороший эффект», – сказал на февральском собрании Лукашенко.
И вот теперь, на пресс-конференции полгода спустя, руководители «Белкоопсоюза» продолжили оправдываться перед президентом и рассказывать об исправленных недостатках. Правда, про «пальцем пиханую» колбасу не говорили.
Зато Александр Яковчиц поведал, что стараниями «Белкоопсоюза» к 2015 году в каждом райцентре Беларуси появится крупный торговый объект. «Таким было одно из поручений главы государства, данных «Белкоопсоюзу» в феврале. В каждом райцентре к 2015 году мы должны обеспечить функционирование крупного торгового объекта, – сказал представитель Белкоопсоюза. – Это магазин площадью не менее 500 кв.м. Сегодня 72 таких объекта созданы уже в 62 районах. Еще 18 планируется открыть в текущем году. До конца 2015 года поручение будет выполнено».
К 2015 году потребкооперация обещает выполнить еще одно поручение президента, обеспечив к этому времени работу одной тысячи автомагазинов. Сегодня в потребкооперации их насчитывается 602, и обслуживают они более чем 15 тыс. населенных пунктов, в большинстве из которых нет стационарных магазинов. В треть из них автолавка приезжает трижды в неделю, остальные пока обслуживаются дважды. Однако к 2015 году, по словам первого зампредседателя правления, планируется, что все населенные пункты будут обслуживаться автомагазинами три раза в неделю.
По-прежнему в республике будет развиваться сеть магазинов шаговой доступности. За последние пять лет их в Беларуси появилось около 500. Во исполнение поручения президента в 2013 году в агрогородках, где проживает от 1 тыс. человек, будет открыто 27 магазинов промтоваров.
Мнение эксперта
Ситуацию вокруг «Белкоопсоюза» в коротком интервью для БДГ прокомментировал экономист Леонид Заико, руководитель аналитического центра «Стратегия»:
- Какова сегодня роль «Белкоопсоюза» в экономике Беларуси?
- Думаю, она такая же, какой ее определил Владимир Ильич Ленин. Он говорил: «Социализм – это строй цивилизованных кооператоров». Думаю, это в полной мере соответствует нынешнему белорусскому общественному целеполаганию. Ну а Александр Григорьевич их очень четко классифицировал как «нецивилизованных». Так что для него задача номер один – сделать их цивилизованными. И тогда они будут соответствовать идеалам социализма.
- Если отвлечься от многострадального «Белкоопсоюза» и оставить в стороне колхозы, то вообще кооперативы как таковые хоть какую-то роль в экономике Беларуси играют?
- Они играют роль в любой экономике. Дело в том, что современный капитализм – это совокупность разных форм собственности. Частной индивидуальной, частной ассоциированной, частной кооперативной (то есть включающей собственность равных участников кооператива), анонимной частной собственности, государственной собственности. То есть это множество форм собственности, и в Беларуси дело обстоит точно так же. Мы ничем не хуже Финляндии, где кооперативы живут, развиваются и воплощают в жизнь дело финского социализма.
- Известно, что «Белкоопсоюз», мягко говоря, не дружит с Министерством торговли. Минторг недавно заявил, что недоволен тем, как торгует «Белкоопсоюз», а тот, в свою очередь, недоволен требованиями Минторга. Как можно разрешить этот конфликт?
- Я думал, у нас Министерство торговли уже закрыли! Этот конфликт решается за счет закрытия Министерства торговли. Оно не нужно, его давно пора ликвидировать, а те подразделения, которые следует оставить, – влить в Минэкономики.
Кооперация проблем
4 июля в Беларуси отмечался Международный день потребительской кооперации. Хотя «отмечался» – слишком громко сказано. Вряд ли о нем бы кто-то вспомнил, если бы руководство «Белкоопсоюза» не провело специальную пресс-конференцию.
История «Белкоопсоюза» берет начало в 1870 году, когда в Полоцке было создано первое потребительское общество. На сегодняшний день это самая большая торговая сеть в стране. Основная сфера деятельности «Белкоопсоюза» – заготовка и переработка сельхозпродукции, а также торговля, в которой задействованы 10 тыс. магазинов суммарной площадью около миллиона квадратных метров и 14 оптовых баз, а также 2,5 тыс. объектов общепита.
«Белкоопсоюз» старательно подчеркивает свое принципиальное отличие от всех прочих белорусских компаний, которые занимаются сетевой розничной торговлей. По словам руководителей организации, суть потребкооперации – в том, что она ориентирована не на извлечение прибыли. В уставе «Белкоопсоюза» записано: «призван обеспечивать потребности пайщиков».
Как рассказал первый заместитель председателя правления «Белкоопсоюза» Александр Яковчиц, организация просто вынуждена зарабатывать, чтобы поддерживать снабжение множества деревень и небольших населенных пунктов по всей стране – 70% магазинов «Белкоопсоюза» расположены именно в селах. То есть, полностью сообразно нынешней моде, руководство «Белкоопсоюза» при всяком удобном случае упоминает о «социальной роли» своей организации. Правда, в данном случае об этом можно говорить безо всякой иронии.
Обычно на таких встречах с прессой чиновники отчитываются об успехах. Однако в данном случае все вышло немного иначе. Дело в том, что 8 февраля белорусский президент вместе с представителями правительства и главами областей посетил очередное отчетное общее собрание представителей членов «Белкоопсоюза». Где в пух и прах разнес систему, выстроенную «Белкоопсоюзом» за последние годы, традиционно пообещав принять «жэстачайшые кадровые решения».
Александр Лукашенко тогда напомнил, что система потребительской кооперации «призвана выполнять важнейшую социальную функцию в стране – обеспечивать торговое обслуживание сельских жителей, закупать у них все излишки сельскохозяйственной продукции и сырья, организовывать переработку и поставку в розничную сеть».
Однако, по словам президента, потребкооперация продолжает сдавать позиции на внутреннем потребительском рынке. Так, в розничном товарообороте торговых организаций страны их удельный вес в 2012 году по сравнению с 2005 годом сократился с 15% до 11%. «Вы вместо развития торговли и общественного питания пошли по пути закрытия магазинов на селе», – возмутился президент.
Как оказалось, с эффективностью работы предприятий потребкооперации тоже беда: более половины из них почти не имеют оборотного капитала, около 80% работают с низким уровнем рентабельности (до 1%). При такой рентабельности не представляется возможным сохранить условия даже для простого производства, не говоря уже о развитии предприятия. Соответственно, зарплата в потребкооперации остается одной из самых низких. В минувшем году она составила 67% от средней по стране.
«Очевидно, что потребкооперация недостаточно использует резервы увеличения закупок от населения, – выразил недовольство президент. – Вы закупаете у населения лишь 10% товарных ресурсов картофеля, 2% овощей, а также 30% плодов и ягод».
По мнению президента, спасение «Белкоопсоюза» – в колбасе класса hand-made. «Конечно, много ”пальцем пиханных“ колбас не произведешь, но они на порядок дороже той же ”Докторской“, которая производится на промышленных предприятиях. Сделайте тысячу тонн домашней колбасы и получите хороший эффект», – сказал на февральском собрании Лукашенко.
И вот теперь, на пресс-конференции полгода спустя, руководители «Белкоопсоюза» продолжили оправдываться перед президентом и рассказывать об исправленных недостатках. Правда, про «пальцем пиханую» колбасу не говорили.
Зато Александр Яковчиц поведал, что стараниями «Белкоопсоюза» к 2015 году в каждом райцентре Беларуси появится крупный торговый объект. «Таким было одно из поручений главы государства, данных «Белкоопсоюзу» в феврале. В каждом райцентре к 2015 году мы должны обеспечить функционирование крупного торгового объекта, – сказал представитель Белкоопсоюза. – Это магазин площадью не менее 500 кв.м. Сегодня 72 таких объекта созданы уже в 62 районах. Еще 18 планируется открыть в текущем году. До конца 2015 года поручение будет выполнено».
К 2015 году потребкооперация обещает выполнить еще одно поручение президента, обеспечив к этому времени работу одной тысячи автомагазинов. Сегодня в потребкооперации их насчитывается 602, и обслуживают они более чем 15 тыс. населенных пунктов, в большинстве из которых нет стационарных магазинов. В треть из них автолавка приезжает трижды в неделю, остальные пока обслуживаются дважды. Однако к 2015 году, по словам первого зампредседателя правления, планируется, что все населенные пункты будут обслуживаться автомагазинами три раза в неделю.
По-прежнему в республике будет развиваться сеть магазинов шаговой доступности. За последние пять лет их в Беларуси появилось около 500. Во исполнение поручения президента в 2013 году в агрогородках, где проживает от 1 тыс. человек, будет открыто 27 магазинов промтоваров.
Мнение эксперта
Ситуацию вокруг «Белкоопсоюза» в коротком интервью для БДГ прокомментировал экономист Леонид Заико, руководитель аналитического центра «Стратегия»:
- Какова сегодня роль «Белкоопсоюза» в экономике Беларуси?
- Думаю, она такая же, какой ее определил Владимир Ильич Ленин. Он говорил: «Социализм – это строй цивилизованных кооператоров». Думаю, это в полной мере соответствует нынешнему белорусскому общественному целеполаганию. Ну а Александр Григорьевич их очень четко классифицировал как «нецивилизованных». Так что для него задача номер один – сделать их цивилизованными. И тогда они будут соответствовать идеалам социализма.
- Если отвлечься от многострадального «Белкоопсоюза» и оставить в стороне колхозы, то вообще кооперативы как таковые хоть какую-то роль в экономике Беларуси играют?
- Они играют роль в любой экономике. Дело в том, что современный капитализм – это совокупность разных форм собственности. Частной индивидуальной, частной ассоциированной, частной кооперативной (то есть включающей собственность равных участников кооператива), анонимной частной собственности, государственной собственности. То есть это множество форм собственности, и в Беларуси дело обстоит точно так же. Мы ничем не хуже Финляндии, где кооперативы живут, развиваются и воплощают в жизнь дело финского социализма.
- Известно, что «Белкоопсоюз», мягко говоря, не дружит с Министерством торговли. Минторг недавно заявил, что недоволен тем, как торгует «Белкоопсоюз», а тот, в свою очередь, недоволен требованиями Минторга. Как можно разрешить этот конфликт?
- Я думал, у нас Министерство торговли уже закрыли! Этот конфликт решается за счет закрытия Министерства торговли. Оно не нужно, его давно пора ликвидировать, а те подразделения, которые следует оставить, – влить в Минэкономики.