Бросили якорь в деревне навсегда

Источник материала:  
История Белкоопсоюза насчитывает уже почти сто лет — он был образован в далеком 1917-ом. А вообще, это движение на территории нашей страны началось еще в 1870 году. Именно тогда был написан первый устав белорусских кооператоров — Полоцкого общества «Якорь». То, что сделано за прошедшие с момента основания союза годы, впечатляет. Но свой расцвет наша кооперация получила в годы независимости, благодаря повсеместной поддержке государства. Более подробно о достижениях и перспективах потребкооперации — в эксклюзивном интервью «БН» председателя правления Белкоопсоюза Сергея СИДЬКО.

— Сергей Дмитриевич, Белкоопсоюз состоит как в европейской кооперативной ассоциации, так и в международном кооперативном альянсе, который включает в себя подобные организации всего мира. Вы участвуете в работе международных съездов кооператоров. Как оцениваете родной Белкоопсоюз на фоне потребительских коопераций других государств?

— К нам относятся с уважением. В первую очередь, благодаря усилиям нашего Президента, который не отдал кооперацию на откуп всеобщей приватизации. Это позволило нам сохранить удельный вес в розничном товарообороте страны. По разным подсчетам, он достигает 12 процентов. Для сравнения, доля российской кооперации сегодня составляет менее одного процента. Если сопоставлять дальше, то увидим, что кооперация Беларуси производит хлеба всего в два раза меньше, чем вся российская кооперация. А ведь страны не сравнимы по территории и количеству обслуживаемого населения. Сегодня у нас 24 процента всех хлебобулочных изделий в стране, то есть каждая четвертая буханка, производится на предприятиях потребкооперации.

Еще одна близкая нам по сути и по ментальности  кооперация Украины. Там ситуация еще более неуправляемая, чем в России. Украинская потребкооперация имеет лишь 0,1 процента в розничном товарообороте страны. Президент Украины высказал свою озабоченность таким положением дел, и даже призвал использовать опыт потребкооперации Беларуси, чтобы контролировать ситуацию с торговлей на селе. К слову, последний съезд кооператоров СНГ состоялся в июне как раз в Украине, где мы детально познакомились с работой Полтавской кооперации. Много общего увидели с белорусской, но масштабы не те. Полтава — огромный областной центр, но там всего  один магазин потребкооперации. Это результат деструктивного периода начала девяностых годов прошлого столетия, когда после развала Союза шел повальный процесс распродажи объектов, в том числе и потребкооперации. Многие кооперативные организации тогда начали с того, что распродали свои оптовые предприятия. А ведь опт — это кровеносная система всей торговли. Потом начали продавать ликвидные востребованные объекты. В итоге остались с небольшими магазинами на селе.

— В чем, по-вашему, причина такого развала кооперативной системы в странах-соседках и, напротив, ее достойной работы в Беларуси?

— В СССР территория была еще больше, но ситуация все же управлялась. В каждом сельпо, в каждой деревне был магазин. Я думаю, у нас сложилась более комфортная ситуация, потому что есть господдержка. Мы говорим не столько о финансовой стороне, сколько о каждодневном внимании Президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко. 8 февраля этого года он лично присутствовал на нашем внеочередном съезде, где провел глубокий анализ наших проблем и поставил более десяти первоочередных задач, которые мы сформировали в программу, в конкретный план действий. До 2015 года мы должны пошагово реализовать по всем направлениям все рекомендации, данные нам главой государства.

Есть пристальное внимание к потребкооперации и со стороны Правительства. К тому же председатель правления Белкоопсоюза, единственный в СНГ, является членом Правительства в ранге министра. Это тоже своего рода господдержка: ты постоянно принимаешь участие в заседаниях Правительства, президиумах, можешь вовремя повлиять на какие-то процессы и решения. Нельзя не сказать и о том, что мы пользуемся финансовой поддержкой государства — есть определенные кредиты под льготную ставку, бюджетные ссуды, займы. Мы освобождены от уплаты налога на землю и налога на недвижимость в сельской местности. Кооператоры за это выражают свою искреннюю признательность и благодарность руководству страны.

— Как сегодня чувствует себя Белкоопсоюз в компании крупных сетевых магазинов и коммерческих структур другой формы собственности?

— Вполне спокойно. Частный бизнес в широком понимании этого слова, который не ведет свою историю с советских времен, работает исключительно на финансовый результат. Для них главное — извлечение прибыли. Это прописано в их уставе. Мы тоже не меценаты, тоже работаем на доход. Но ряд наших объектов в первую очередь выполняет социальную функцию. Они по определению убыточны. Как бы мы ни организовали работу в населенном пункте с численностью жителей до 100 человек, он будет убыточным. Но эти издержки перекрываем за счет других более крупных предприятий, которые работают в областных и районных центрах. Частник не идет в эти проекты. Зачем ему наращивать убытки? Именно поэтому конкуренции в деревнях практически нет. А вот в районных центрах мы уже четко ощущаем дыхание в спину. Сегодня пришли к необходимости строительства больших сетевых магазинов в крупных городах. Но плотность их размещения уже достаточно высока.

— За счет чего удается выстоять в таких условиях?

— Наша сила прежде всего в коллективе. У нас более 100 тысяч работников по всей стране. Это люди, преданные своей работе и идеалам кооперации. На днях мы чествовали ветеранов кооперации. Знаете, потрясает, когда у человека 45 лет трудового стажа, и все 45 лет — в потребкооперации! Это бесценный опыт, который и позволяет успешно работать.

К тому же мы занимаемся не только торговлей. У нас есть разрозненный межобластной и межрайонный опт, общепит и, конечно же, заготовки. О них стоит сказать отдельно, ведь кооперация родилась из заготовок. Сегодня мы доминируем в закупке у населения дикорастущих. В прошлом году выплатили населению за сданную продукцию более 1 триллиона 200 миллиардов рублей. Эта цифра сопоставима с общей среднемесячной зарплатой в сельской местности. То есть, по сути, мы выплатили сельчанам тринадцатую зарплату.

Кроме того, у нас есть промышленные объекты, скотобойные пункты, транспортные организации, автопарк которых насчитывает около шести тысяч автомобилей. На балансе Белкоопсоюза — Могилевский университет потребкооперации и шесть колледжей и профтехучилищ. Мы не получаем ни одного рубля на их содержание, но готовим специалистов не только для себя. Наши выпускники работают во всех сферах народного хозяйства. Все это вкупе и позволяет удерживать монолит системы и уверенно двигаться вперед.

— Со временем у вас появляются конкуренты даже в тех направлениях, где их никто не ожидал увидеть. Вот и одна из крупных торговых сетей заявила о своем намерении запустить тысячу автомагазинов.

— Трудно комментировать действия руководства торговой компании. Наверное, сделают, раз заявили. Но пока я констатирую факт, что на линии у них только три автомагазина. У нас же сегодня обслуживают сельчан 602 автомобиля.

Конечно, нам не безразлично, как работают ближайшие конкуренты. Пока мы констатируем, что три их автомагазина низко эффективны. А по-другому и не может быть, ведь для успешной работы их в сети должно быть хотя бы сто.

К 2015 году мы планируем довести число наших автомагазинов до тысячи. Но это не значит, что нам осталось докупить 400 единиц. Автопарк стареет, мы вынуждены что-то заменять. Так что, возможно, нам придется приобрести и все 700 автомобилей. Тысяча — эта цифра взята не с потолка. Здесь все тщательно просчитывалось с учетом населения и того, что в каждый населенный пункт мы должны заезжать не менее трех раз в неделю. Плюс сокращается число жителей, а значит, увеличивается число населенных пунктов, где нет стационарного магазина. Так что тысяча автомагазинов — это нормальный расчет. Но вдруг какая-то сеть заявляет, что и она поставит тысячу магазинов на колесах. Спрашивается: из какого расчета? Чтобы разделить товарооборот пополам? Я бы сказал, что это просто популистское заявление.

— Сергей Дмитриевич, вы уже упомянули, что заготовительная деятельность — одно из ведущих направлений в работе потребкооперации. Каковы особенности заготовительного сезона-2013?

— Мы не снизим темпы и объемы заготовок. Как и ранее, готовы купить все, что захочет сдать население. Но параллельно идет процесс переработки и сохранения урожая на межсезонный период. Поэтому сейчас ставим перед собой цель все заготовленное переработать и сохранить. У нас сегодня три крупных цеха шоковой заморозки плодоовощного сырья. Мы планируем их доукомплектовать необходимым оборудованием, чтобы увеличить производительность и ассортимент вырабатываемой продукции.

Что касается хранения в межсезонный период, то запланирована реконструкция имеющихся плодоовощехранилищ. Кроме того, в этом году мы активизировали продажу свежей закупленной продукции на рынках.

— Можете ли уже спрогнозировать объемы закупок в этом году?

— Была очень сложная весна, точнее, ее практически не было: после зимы почти сразу наступило лето. Из-за этого недобрали клубники. Сегодня не очень перспективные виды на чернику. Не ожидаем и большого урожая яблок, потому что в прошлом году он был просто гигантский, а сейчас природа закономерно отдыхает. Словом, год не самый удачный. Но ждем осени, а с ней и хорошего урожая наших основных культур — картофеля, лука, поздней капусты, свеклы, зерновых.

— Заготовительная деятельность несет явный социальный оттенок. Но насколько она экономически выгодна тем же кооператорам?

— Выгодна. Ее по степени доходности трудно сопоставить с торговлей, где много условно постоянных издержек. Заготовительная деятельность неубыточна. Здесь все паритетно: и населению выгодно сдавать эту продукцию, и нам — после приемки, обработки и доведения до кондиции — выгодно ее продавать. Люди несколько сетуют на низкие закупочные цены, но это постоянная «нестыковка» продавца и покупателя. Вообще, золотой тезис сдатчика: сдать как можно дороже, а потом пойти на рынок и это же купить очень дешево. Но так не бывает. Невозможно одновременно определить высокую закупочную цену и низкую стоимость реализуемой продукции.

— Насколько сильна конкуренция в этом направлении?

— Частник и здесь свою лепту вносит. Сельчанину ведь без разницы, кто ему заплатит — частная контора или мы. Но потребкооперация работает в правовом поле и является полновесным налогоплательщиком, что трудно сказать о частнике — откуда он взялся, кому он заплатил налоги, куда он увез эту продукцию? Население у него свои деньги получит, а вот казна налоги недоберет. В последнее время можно услышать, что частник работает эффективнее. Для кого? Для себя. Говорим, что частник работает на опережение. На опережение того, как быстро залезть в казенный карман? Поэтому утверждаю: мы выгодны государству. Частник выгоден себе. Вот и вся разница.

— Сергей Дмитриевич, лето — сезон фестивалей и больших праздников, где тоже своя роль у Белкоопсоюза…

— Здесь мы просто незаменимы. Основной наш праздник — «Дажынкі». Мы очень серьезно к нему готовимся. Строим новые объекты, ремонтируем старые, благоустраиваем территорию. То есть мы участники не только процесса купли-продажи, но и социального. Всегда участвуем и в Днях письменности. Ну а в эти дни наши предприятия работают в Александрии в Шкловском районе, где проходит традиционное празднование Купалья «Александрия встречает друзей». Делаем все, чтобы доставить праздник людям. У нас уже есть большой опыт в этом деле. Мы ведь не просто выставляем торговую точку с мангалом и шашлыками, а разворачиваем настоящий ресторан в поле или на асфальте с полным интерьером, набором посуды. Высокое качество обслуживания — тоже немаловажный момент. Не покривлю душой, если скажу, что сегодня нам нет равных в организации общественного питания на выездных мероприятиях. Белкоопсоюз за это высоко оценивает исполнительная власть.

— Каков уровень развития придорожного сервиса в Беларуси в сравнении с другими странами?

— Конечно, в Европе придорожный сервис развит необычайно. Особенно преуспевают в этом Польша, Чехия, Болгария. У нас тоже между городами порой стокилометровые расстояния, и подобные объекты здесь очень актуальны. На фоне России мы выглядим куда привлекательнее, потому что там качество дорог и сервиса хромает.

В Беларуси действует программа по развитию придорожного сервиса. Но здесь есть свои нюансы. Сюда не очень охотно идет бизнес в силу ряда обстоятельств. Во-первых, доходность этого объекта фиксирована. Мы не можем предложить услугу дороже, чем в городе, иначе ее будут объезжать стороной. Во-вторых, издержкоемкость на трассе несравненно выше, чем в городе. В-третьих, в таких объектах меньшим спросом пользуется алкоголь, на котором и делают основную часть выручки заведения общепита. Словом, эти факторы не позволяют говорить о том, что это высокодоходный бизнес.

Чтобы заинтересовать людей вкладывать сюда деньги, нужно для начала предоставить существенные льготы. Прежде всего, в налогообложении. Не лишними будут и льготные кредиты на строительство.

— На ваш взгляд, сегодня в Беларуси достаточно таких объектов?

— Нет. Например, от Барановичей до Столбцов ничего нет, а там — сто километров пути. Нагрузки на дороги возрастают, качество дорог улучшается. Поэтому придорожный сервис будет актуален. Но ему нужно создать зеленый коридор. Если мы хотим развития этой сферы, то здесь должна быть поддержка государства.

— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в преддверии профессионального праздника?

— Счастья, здоровья, благополучия. И не забывайте любить нашего потребителя! Ведь не зря у нас девиз «Белкоопсоюз: жить заботами сельчан». Мы действительно живем заботами сельчан и желаем им процветания и успехов.

— Сергей Дмитриевич, спасибо за беседу! С праздником вас!

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

ОТ «БН»

Поздравляем с профессиональным праздником — Днем кооперации — всех работников сельской торговли!

←Найти иголку в стоге сена

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика