ИНТЕРВЬЮ: Атомная энергетика является самой безопасной среди энергетических технологий - Бычков
Источник материала: БелТА
29.06.2013 15:00
—
Новости Экономики
Ядерная энергетика является апробированной, чистой, безопасной и экономичной технологией, которая будет играть для многих стран все более важную роль в достижении целей энергетической безопасности и устойчивого развития в нынешнем столетии. К такому выводу пришли делегаты международной конференции высокого уровня МАГАТЭ "Атомная энергия в XXI веке", прошедшей 27-29 июня в Санкт-Петербурге. Об основных итогах этого масштабного форума, собравшего в общей сложности более 500 участников и наблюдателей, роли МАГАТЭ и мирного атома в современном мире, а также о взаимодействии агентства с Беларусью в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель генерального директора Международного агентства по атомной энергии Александр Бычков.
- Александр Викторович, конференция МАГАТЭ в Санкт-Петербурге стала масштабной площадкой для международных встреч, страновых презентаций и откровенных дискуссий. Хотелось бы услышать оценку агентства итогов трехдневного форума…
- На мой взгляд, самый важный момент заключается в том, что питерская конференция стала весьма представительной как по количеству участников, так и по высокому уровню делегатов, а это наглядно демонстрирует: после событий в Фукусиме интерес к атомной энергетике не пропал. Многие страны рассматривают атомную энергетику как устойчивый источник электроэнергии, в сегодняшнем мире это очень важно.
Мое личное мнение - интерес стал более устойчивым, но одновременно более критичным. Фукусима дала определенный стимул мирному атому, но это стимул не в ускорении развития атомной энергетики, а в ее совершенствовании.
Второе - конференция продемонстрировала, что атомная отрасль становится все более интернациональной. Практически во всех выступлениях делегатов так или иначе затрагивался этот аспект: и безопасность, и сотрудничество в ядерной энергетике - это дело не одной страны, одного государства, которое строит у себя станцию и делает, что хочет. Нет, это общее дело всего мирового сообщества. Безусловно, такая сложная технология, как атомная энергетика, является общим достоянием и общей ответственностью.
В-третьих, благодаря подобным конференциям мы можем дать оценку роли МАГАТЭ на международной арене. Мы видим, что работа агентства, его рекомендации и помощь странам играют очень важную роль, что мнение наших экспертов является весомым фактором, который позволяет государствам, политикам, организациям принимать взвешенные решения. Всем очевидно, что роль МАГАТЭ будет только возрастать.
- Можно ли констатировать, что в мире доверие к атомной энергетике вновь постепенно растет?
- Перед событиями в Фукусиме доверие к атомной энергетике существенно выросло практически во всем мире. Происшествие с фукусимской станцией, причиной которого стал природный катаклизм, опять снизило это доверие до давнего уровня. А сейчас у людей, принимающих решения, доверие снова выросло. Среди образованных слоев населения тоже есть понимание, что такие случаи, как Фукусима, - это, прежде всего, катастрофа, авария на станции случилась лишь как следствие.
Не всегда удается донести до простых людей все объективные факты, связанные с АЭС, потому что есть немало журналистов, других ангажированных персон, которые, используя не совсем доброкачественную и правдивую информацию, работают против атомной энергетики. Это будет преодолеваться несколько лет. Но все равно этот путь займет гораздо меньше времени, нежели это было после чернобыльской аварии.
Сегодня у нас совсем другие технологии, средства коммуникации, и можно найти достоверную, исчерпывающую информацию в Интернете, а не только через СМИ. Все больше тех, кто осознает: вопросы доступности электроэнергии тесно связаны с дальнейшим ростом благосостояния, экономическим и социальным развитием, медициной, экологией, и в итоге люди будут с доверием относиться к атомной энергии.
Лично я считаю, что среди энергетических технологий атомная энергетика самая безопасная, потому что столько мер безопасности, как здесь, не применено ни в одной другой отрасли, ну разве что, может быть, в авиационной.
Объем вложений, законодательный массив по контролю за безопасностью во всем, что касается ядерной энергетики, колоссальны.
- Во время конференции вы встречались с делегацией из Беларуси, где сейчас уже практически завершен подготовительный этап строительства АЭС. Какие основные вопросы обсуждались на встрече - намечались планы взаимодействия на ближайшую перспективу?
- На встрече с министром энергетики Беларуси Владимиром Потупчиком в Санкт-Петербурге мы оговорили текущие вопросы, в том числе обсудили, как разрешаются оставшиеся юридические моменты, касающиеся основных работ на Островецкой площадке.
Есть устоявшиеся международные правила, согласно которым без выполнения и прохождения определенных процедур не рекомендуется совершать какие-то конкретные действия на строительной площадке АЭС. Могу сказать, что в Беларуси уже принято решение, что заливка бетона начнется только в соответствии с этими правилами.
- Вы лично побывали на месте, где расположится будущая БелАЭС...
- Совершенно верно, и у меня после этого остались только самые приятные впечатления. Мне очень понравилось, как белорусы готовятся к стройке. Поделюсь своими наблюдениями: я приехал на Островецкую площадку в октябре - а это ведь период дождей. Мне довелось посетить три точки, осмотреть инфраструктуру, немало пройтись пешком, пообщаться с журналистами. Но когда я сел в машину, то вдруг обнаружил, что мои ботинки как были чистыми, так и остались. Знаете, не на всякой стройке даже в городе такое бывает.
- То есть Островецкую строительную площадку можно назвать практически идеальной?
- По крайней мере, те места, где я побывал, были в идеальном состоянии. Для меня это было неожиданно, ведь я видел немало строек. И у меня остались яркие впечатления, которыми я с удовольствием делюсь с моими коллегами.
- А как бы вы оценили сотрудничество Беларуси и МАГАТЭ - здесь тоже все идеально?
- Могу сказать без преувеличения, что сотрудничество Беларуси с МАГАТЭ по разработке атомной программы является хорошим примером для других стран. Беларусь, страна-новичок в вопросах развития атомной энергетики, обладает специфическими особенностями: она находится в центре Европы, к тому же белорусы существенно пострадали от чернобыльской аварии. Поэтому принятие решения о строительстве собственной атомной станции для Беларуси стало важным, обдуманным и очень взвешенным решением.
Белорусская сторона уже провела большую подготовительную работу, в том числе при содействии и участии экспертов МАГАТЭ. Были тщательно изучены различные сценарии дальнейшего энергетического развития, рассматривались самые разные технологии, затем вместе с Объединенным институтом энергетических и ядерных исследований "Сосны" мы запустили проект по долгосрочной ядерной оценке, проведена работа по оценке инфраструктуры. Конечно, где-то были выявлены недоработанные моменты, но мы понимаем, что у Беларуси по определенным аспектам развития атомной энергетики имеется пока небольшой опыт. Самое важное - наши белорусские коллеги прислушиваются и выполняют все рекомендации МАГАТЭ.
Хочу отметить, что из сотрудничества с белорусской стороной мы вынесли для себя несколько хороших практик: во-первых, в Беларуси существует абсолютно понятная, стройная и эффективная вертикаль государственного участия в программе развития атомной энергетики. И всем странам-новичкам мы очень рекомендуем подходить именно так, как это делают в Беларуси: там предельно понятно, кто на каком участке за что отвечает, как вся эта пирамида выстроена. Это очень существенный момент.
Во-вторых, между Беларусью и МАГАТЭ наладились весьма эффективные взаимодействие и коммуникации. Мы очень хорошо знаем ситуацию в этой стране, а это также немаловажно.
- Для Беларуси актуален вопрос подготовки специалистов-атомщиков. Тесное сотрудничество по этой линии у нас развивается с Российской Федерацией. Какое содействие оказывает МАГАТЭ?
- МАГАТЭ проводит тренинги и школы, мы активно помогаем странам в области разработки программ обучения, агентство усиливает работу в области управления ядерными знаниями. По всем этим вопросам у нас налажено эффективное сотрудничество с Беларусью, в том числе по вузовской линии.
Мы вынашиваем еще одну идею - подписать с белорусским вузом соглашение, которое называется "практические договоренности", что позволит осуществлять коммуникации напрямую.
МАГАТЭ - это международная организация, которая не только аккумулирует и анализирует информацию, но и делится накопленной практикой (а атомная энергетика существует уже 60 лет!), помогает странам-новичкам сконцентрироваться на положительном, передовом опыте и избежать ошибок, которые были у предшественников. Беларусь, на мой взгляд, хорошая платформа для реализации наших больших возможностей.
Марта АСТРЕЙКО,
БЕЛТА.-0-
- Александр Викторович, конференция МАГАТЭ в Санкт-Петербурге стала масштабной площадкой для международных встреч, страновых презентаций и откровенных дискуссий. Хотелось бы услышать оценку агентства итогов трехдневного форума…
- На мой взгляд, самый важный момент заключается в том, что питерская конференция стала весьма представительной как по количеству участников, так и по высокому уровню делегатов, а это наглядно демонстрирует: после событий в Фукусиме интерес к атомной энергетике не пропал. Многие страны рассматривают атомную энергетику как устойчивый источник электроэнергии, в сегодняшнем мире это очень важно.
Мое личное мнение - интерес стал более устойчивым, но одновременно более критичным. Фукусима дала определенный стимул мирному атому, но это стимул не в ускорении развития атомной энергетики, а в ее совершенствовании.
Второе - конференция продемонстрировала, что атомная отрасль становится все более интернациональной. Практически во всех выступлениях делегатов так или иначе затрагивался этот аспект: и безопасность, и сотрудничество в ядерной энергетике - это дело не одной страны, одного государства, которое строит у себя станцию и делает, что хочет. Нет, это общее дело всего мирового сообщества. Безусловно, такая сложная технология, как атомная энергетика, является общим достоянием и общей ответственностью.
В-третьих, благодаря подобным конференциям мы можем дать оценку роли МАГАТЭ на международной арене. Мы видим, что работа агентства, его рекомендации и помощь странам играют очень важную роль, что мнение наших экспертов является весомым фактором, который позволяет государствам, политикам, организациям принимать взвешенные решения. Всем очевидно, что роль МАГАТЭ будет только возрастать.
- Можно ли констатировать, что в мире доверие к атомной энергетике вновь постепенно растет?
- Перед событиями в Фукусиме доверие к атомной энергетике существенно выросло практически во всем мире. Происшествие с фукусимской станцией, причиной которого стал природный катаклизм, опять снизило это доверие до давнего уровня. А сейчас у людей, принимающих решения, доверие снова выросло. Среди образованных слоев населения тоже есть понимание, что такие случаи, как Фукусима, - это, прежде всего, катастрофа, авария на станции случилась лишь как следствие.
Не всегда удается донести до простых людей все объективные факты, связанные с АЭС, потому что есть немало журналистов, других ангажированных персон, которые, используя не совсем доброкачественную и правдивую информацию, работают против атомной энергетики. Это будет преодолеваться несколько лет. Но все равно этот путь займет гораздо меньше времени, нежели это было после чернобыльской аварии.
Сегодня у нас совсем другие технологии, средства коммуникации, и можно найти достоверную, исчерпывающую информацию в Интернете, а не только через СМИ. Все больше тех, кто осознает: вопросы доступности электроэнергии тесно связаны с дальнейшим ростом благосостояния, экономическим и социальным развитием, медициной, экологией, и в итоге люди будут с доверием относиться к атомной энергии.
Лично я считаю, что среди энергетических технологий атомная энергетика самая безопасная, потому что столько мер безопасности, как здесь, не применено ни в одной другой отрасли, ну разве что, может быть, в авиационной.
Объем вложений, законодательный массив по контролю за безопасностью во всем, что касается ядерной энергетики, колоссальны.
- Во время конференции вы встречались с делегацией из Беларуси, где сейчас уже практически завершен подготовительный этап строительства АЭС. Какие основные вопросы обсуждались на встрече - намечались планы взаимодействия на ближайшую перспективу?
- На встрече с министром энергетики Беларуси Владимиром Потупчиком в Санкт-Петербурге мы оговорили текущие вопросы, в том числе обсудили, как разрешаются оставшиеся юридические моменты, касающиеся основных работ на Островецкой площадке.
Есть устоявшиеся международные правила, согласно которым без выполнения и прохождения определенных процедур не рекомендуется совершать какие-то конкретные действия на строительной площадке АЭС. Могу сказать, что в Беларуси уже принято решение, что заливка бетона начнется только в соответствии с этими правилами.
- Вы лично побывали на месте, где расположится будущая БелАЭС...
- Совершенно верно, и у меня после этого остались только самые приятные впечатления. Мне очень понравилось, как белорусы готовятся к стройке. Поделюсь своими наблюдениями: я приехал на Островецкую площадку в октябре - а это ведь период дождей. Мне довелось посетить три точки, осмотреть инфраструктуру, немало пройтись пешком, пообщаться с журналистами. Но когда я сел в машину, то вдруг обнаружил, что мои ботинки как были чистыми, так и остались. Знаете, не на всякой стройке даже в городе такое бывает.
- То есть Островецкую строительную площадку можно назвать практически идеальной?
- По крайней мере, те места, где я побывал, были в идеальном состоянии. Для меня это было неожиданно, ведь я видел немало строек. И у меня остались яркие впечатления, которыми я с удовольствием делюсь с моими коллегами.
- А как бы вы оценили сотрудничество Беларуси и МАГАТЭ - здесь тоже все идеально?
- Могу сказать без преувеличения, что сотрудничество Беларуси с МАГАТЭ по разработке атомной программы является хорошим примером для других стран. Беларусь, страна-новичок в вопросах развития атомной энергетики, обладает специфическими особенностями: она находится в центре Европы, к тому же белорусы существенно пострадали от чернобыльской аварии. Поэтому принятие решения о строительстве собственной атомной станции для Беларуси стало важным, обдуманным и очень взвешенным решением.
Белорусская сторона уже провела большую подготовительную работу, в том числе при содействии и участии экспертов МАГАТЭ. Были тщательно изучены различные сценарии дальнейшего энергетического развития, рассматривались самые разные технологии, затем вместе с Объединенным институтом энергетических и ядерных исследований "Сосны" мы запустили проект по долгосрочной ядерной оценке, проведена работа по оценке инфраструктуры. Конечно, где-то были выявлены недоработанные моменты, но мы понимаем, что у Беларуси по определенным аспектам развития атомной энергетики имеется пока небольшой опыт. Самое важное - наши белорусские коллеги прислушиваются и выполняют все рекомендации МАГАТЭ.
Хочу отметить, что из сотрудничества с белорусской стороной мы вынесли для себя несколько хороших практик: во-первых, в Беларуси существует абсолютно понятная, стройная и эффективная вертикаль государственного участия в программе развития атомной энергетики. И всем странам-новичкам мы очень рекомендуем подходить именно так, как это делают в Беларуси: там предельно понятно, кто на каком участке за что отвечает, как вся эта пирамида выстроена. Это очень существенный момент.
Во-вторых, между Беларусью и МАГАТЭ наладились весьма эффективные взаимодействие и коммуникации. Мы очень хорошо знаем ситуацию в этой стране, а это также немаловажно.
- Для Беларуси актуален вопрос подготовки специалистов-атомщиков. Тесное сотрудничество по этой линии у нас развивается с Российской Федерацией. Какое содействие оказывает МАГАТЭ?
- МАГАТЭ проводит тренинги и школы, мы активно помогаем странам в области разработки программ обучения, агентство усиливает работу в области управления ядерными знаниями. По всем этим вопросам у нас налажено эффективное сотрудничество с Беларусью, в том числе по вузовской линии.
Мы вынашиваем еще одну идею - подписать с белорусским вузом соглашение, которое называется "практические договоренности", что позволит осуществлять коммуникации напрямую.
МАГАТЭ - это международная организация, которая не только аккумулирует и анализирует информацию, но и делится накопленной практикой (а атомная энергетика существует уже 60 лет!), помогает странам-новичкам сконцентрироваться на положительном, передовом опыте и избежать ошибок, которые были у предшественников. Беларусь, на мой взгляд, хорошая платформа для реализации наших больших возможностей.
Марта АСТРЕЙКО,
БЕЛТА.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)