В тендерах на поставку товаров для строительства нужен обязательный отбор претендентов - КГК

Источник материала: БелТА  
28.06.2013 18:10 — Новости Экономики
В тендерах на поставку товаров для строительства нужен обязательный отбор претендентов - КГК
28 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси подрядные торги в строительстве проводятся без маркетинговых исследований рынка, в них зачастую побеждают посредники, фирмы, которые не в состоянии справиться с выполнение заказов, при этом они получают высокую рентабельность реализованной продукции. Об этих проблемах говорили участники заседания рабочей группы по вопросам строительной отрасли, которое состоялось под председательством главы Администрации Президента Беларуси Андрея Кобякова, сообщает корреспондент БЕЛТА.

Как отметил Андрей Кобяков, для проведения торгов нередко принимается документация, подготовленная без участия проектных организаций, с грубыми нарушениями законодательства, с указанием конкретных производителей товаров и оборудования определенных марок, зачастую только иностранного производства. В технических заданиях называются потенциальные поставщики. Привлекаются частные посреднические организации, что создает предпосылки для увеличения общей стоимости закупок и завышения объема работ.

Примеры таких нарушений привела начальник управления контроля строительства и жилищно-коммунального хозяйства главного управления контроля по Минску Комитета государственного контроля Беларуси Вера Мацулевич. "Проверки показали, что в ходе торгов при выборе подрядных организаций победителями становятся маломощные и впоследствии несостоятельные организации, которые затем не только не справляются со своими обязательствами, но и уходят с объекта, унося с собой неотработанные авансы, деньги дольщиков, в частности при строительстве жилья", - отметила Вера Мацулевич.

Почему такое случается? Анализ проблемы показал, что зачастую организатор, заказчик торгов плохо подготовлен, имеет невысокую квалификацию. Кроме того, постановление правительства №235, которое устанавливает процедуру торгов, указывает, что организатор торгов имеет право, а не обязанность проводить предварительный отбор претендентов. "Вот если бы это была его обязанность, то он бы посмотрел, что это за претендент, какие у него мощности, инженерная служба, есть ли у него собственные силы для выполнения заказа или ему придется потом снова идти на какие-то дополнительные условия только для того, чтобы вытащить этот объект", - сказала представитель КГК. Нередко такие победители торгов потом подводят заказчика, теряются время и деньги при строительстве объекта.

Есть много претензий и к заключению договоров после проведения тендеров. Случается, что заключили договор подряда, а потом начинают идти навстречу подрядчику: изменяют цены, предлагают какие-то другие условия. Некоторые подрядчики сначала предлагают выгодные условия, но потом различными путями покрывают свои затраты практически на 100%. "Мы проверили, нашли такие нарушения, заставили вернуть деньги, но ведь все это влечет затраты, удлиняет сроки строительства. Поэтому нужен тщательный отбор претендентов", - подчеркнула Вера Мацулевич.

Она привела несколько примеров по реконструкции Национального академического театра имени Я. Купалы, где выявлено много нарушений при проведении торгов. Технические требования на закупаемое для театра оборудование, товары не были соблюдены. "В итоге изготовили за Br100 млн. контейнер для декораций, который Госстандарт правильно назвал ящиком для картошки. Эти контейнеры просто не входили в театр. В итоге отправили их на доработку за счет производителя", - констатировала представитель КГК.

Также для театра закупили дорогостоящую мебель, и выяснилось, что поставляет ее посредник. Заказчик не изучил финансовую и техническую состоятельность претендента, хотя в документах было прописано, что это должен быть производитель или лицо, которое представляет его интересы. Но на деле оказалось, что это был ни производитель, ни уполномоченный. А стол для заседаний между тем стоил Br170 млн., и по размерам оказался меньше, чем заказывали. "Вот к чему привели расплывчатые требования при проведении торгов, а выбор был сделан на основе субъективных оценок проектировщиков", - отметила представитель КГК.

На первом месте при проведении тендеров обычно стоит цена продукции. Но зачастую ценовой фактор закрывает собой такие составляющие продукции, как ее надежность, качество, долговечность, комплектность. "Это тоже является одной из проблем при проведении тендеров в строительстве, помимо цены есть и другие составляющие, которые должны видеть организаторы торгов, - подчеркнул на заседании рабочей группы Андрей Кобяков. - Цена не всегда должна быть доминирующим фактором, надо над этим подумать".

Можно купить дешево товар-однодневку, который имеет короткий срок эксплуатации, на который нет запчастей либо за ними придется ехать за рубеж. Бывает и такое, что предлагающая товар фирма может завтра перестать существовать, тогда возникнут проблемы по обслуживанию оборудования.

Как отметил на заседании рабочей группы представитель КГБ Александр Сиваченко, в Беларуси уголовное и административное законодательство в настоящее время позволяет давать оценку всем действиям в ходе проведения торгов на всех этапах и применять имеющиеся статьи, включая злоупотребления служебным положением, халатность, дачу взятки. При этом можно ограничить выбор победителей на тендерах и аукционах, которые в последующем не исполняют свои обязанности или делают это некачественно. Это можно сделать путем введения аккредитации компании, которая выходит на тендер.-0-



БЕЛТА о новостях в стране и мире

←В Беларуси нужно ужесточить требования к подготовке кадров для проведения торгов в строительстве - Кобяков

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика