Москва держит Минск на коротком поводке
На минувшей неделе стало известно о том, что Беларусь получит от России запрашиваемый объем нефти (5,75 млн. тонн) в третьем квартале. Однако главное здесь не в объеме поставок, а в том, что топливный баланс согласован лишь на короткий промежуток времени. Москва таким образом четко сигнализирует Минску, что дальнейшие поставки углеводородного сырья будут целиком зависеть от действий белорусских властей.
Хочешь нефть – давай активы
Напомним, что Беларусь и Россия до 2013-го всегда согласовывали топливный баланс на год. Однако в нынешнем году Москва стала рассматривать этот вопрос поквартально – поводом для этого послужил растворительный бизнес Беларуси, возобновления которого, по словам официальных лиц, опасалась Россия.
При том, что в апреле был установлен законодательный заслон для возобновления растворительного бизнеса, Минск и Москва и по сей день продолжают поквартально обсуждать объемы поставок российской нефти в Беларусь.
«До тех пор, пока не будет реального продвижения по интеграционным проектам (в промышленности. – Naviny.by), баланс будет согласовываться на три месяца», — выразил уверенность в беседе с корреспондентом Naviny.by эксперт, знакомый с ходом белорусско-российских переговоров.
Приблизительно такую же позицию Москвы, по данным Naviny.by, услышал белорусской премьер Михаил Мясникович во время майских переговоров (в Горках) с российским коллегой Дмитрием Медведевым.
Белорусский вице-премьер Владимир Семашко, кстати, накануне встречи в Горках выражал уверенность, что стороны в ближайшее время согласуют объемы поставок нефти до конца года. Однако Москва, что было вполне ожидаемо, предпочитает держать официальный Минск на коротком поводке – топливный баланс, как сообщил на прошлой неделе концерн «Белнефтехим», согласован только на третий квартал.
Вопрос о поставках нефти на четвертый квартал будет решаться осенью. Причем Минск, судя по сообщению «Белнефтехима», хотел бы в сентябре решать вопрос поставок углеводородного сырья не только до конца текущего, но и на весь следующий год. Москва, в свою очередь, будет непременно выставлять свои условия подписания топливного баланса.
Стоит заметить, что российский вице-премьер Аркадий Дворкович, который в последнее время частенько бывает в Минске, курирует не только вопрос подписания топливного баланса с Беларусью, но и персонально отвечает за реализацию белорусско-российских проектов в реальном секторе. Поэтому можно не сомневаться: решение по топливному балансу будет жестко увязано с ходом интеграционных проектов в сфере промышленности.
Кстати, по информации Naviny.by, на осень этого года (предположительно, на сентябрь-октябрь) запланировано проведение в Минске заседания союзного Совмина. А 25 октября должна состояться встреча глав государств СНГ (Беларусь, как известно, председательствует в этом году в Содружестве). Так что место и время, где будут обсуждаться актуальные вопросы белорусско-российских отношений, известно. Осталось понять, чем закончатся переговоры.
Цена лояльности электората
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц констатирует, что Беларусь располагает рядом крупных промышленных предприятий, которые сегодня (выставляя условия поставок нефти) хочет получить Россия.
Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов напоминает, что ранее Россия пыталась получить белорусские активы, увязывая выделение кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС с приватизацией в Беларуси.
«Однако приватизация так и не началась. Поэтому теперь российская сторона пытается получить белорусские активы путем увязывания топливного баланса с реализацией так называемых интеграционных проектов в промышленной сфере», — говорит Мельянцов.
Кроме того, полагает эксперт, поквартальное согласование поставок углеводородного сырья позволяет Москве решать и долгосрочные политические задачи.
«В будущем году должны быть подписаны документы о формировании Евразийского экономического пространства, и Россия, видимо, хотела бы, чтобы Беларусь послушно себя вела в преддверии согласования этих документов. Поквартальное подписание топливного баланса – возможность, которая позволяет держать Минск на коротком поводке», — считает Денис Мельянцов.
Однако, несмотря на формирование интеграционных объединений, просто так получать дешевые энергетические ресурсы Минск не сможет, считают эксперты.
«Россия готова идти навстречу и давать нефть Беларуси даже в больших объемах, однако только в том случае, если шаги навстречу будет делать и белорусская сторона. А подход «дайте, потому что мы одной крови», уже не работает», — полагает Георгий Гриц.
Ввиду ряда обстоятельств Минск может, в конце концов, пойти на выполнение условий России. Эксперты констатируют, что в 2013-2014 гг. Беларусь должна ежегодно выплачивать по внешнему госдолгу около 3 млрд. долларов. С другой стороны, 2014-й – предвыборный год и потрясения на денежном рынке, вызванные дефицитом финансовых ресурсов, крайне нежелательны для властей.
«Если белорусская сторона почувствует, что для лояльности электората недостаточно бюджетных средств, возможно, появятся подвижки с реализацией интеграционных проектов в реальном секторе. Возможно, российская сторона этого и ждет», — резюмировал Георгий Гриц.
Дмитрий ЗАЯЦ