Антикризисный фонд: экономические цели Беларуси противоречат друг другу
Белорусская экономика продолжает остро нуждаться во внешних заимствованиях. Именно благодаря траншам кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, средствами которого управляет Евразийский банк развития, поддерживается в текущем году стабильность золотовалютных резервов Беларуси. По оценкам экспертов фонда, ситуация в белорусской экономике остается под контролем, однако в среднесрочной перспективе могут возникнуть проблемы.
Что угрожает белорусской экономике? Насколько устойчива сегодня экономическая ситуация в стране? Почему эксперты фонда рекомендуют ограничить кредитование белорусской экономики? Когда Беларусь сможет получить последний транш кредита фонда, и может ли быть заключена новая кредитная программа?
На эти и другие вопросы БелаПАН отвечает начальник отдела социально-экономической политики Антикризисного фонда ЕврАзЭС Алишер Мирзоев.
— Алишер, в отчете фонда об оценке выполнения Беларусью условий пятого транша кредита сообщается, что белорусское правительство взяло на себя обязательство ограничить рост кредитования экономики на уровне не более 1,5% в месяц. За ограничение кредитования белорусской экономики уже давно выступает Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Почему?
— В задачи экономической политики всегда входит достижение оптимальных балансов функционирования экономики, что позволяет эффективно использовать её ресурсы. Это очень сложные задачи, у них нет однозначных решений, особенно в свете новых реалий, возникших в результате мирового кризиса. Оптимальные балансы у каждой экономики свои. Они зависят от возможностей экономики, условий её функционирования и целей политики. Анализ экономики Беларуси и цели, поставленные в рамках стабилизационной программы правительства и Национального банка Беларуси, поддерживаемой ресурсами АКФ, легли в основу определения оптимальных балансов. Их достижение во многом определяется уровнем кредитования экономики.
Оценка максимального месячного порога по кредитам экономике была предложена белорусской стороной. Мы считаем, что выполнение этого показателя через сдерживание внутреннего спроса обеспечит достижение приоритетных целей программы — снижения инфляции и наращивания международных резервов страны. Поэтому мы изначально предлагали ограничить объемы кредитования экономики. Но в 2013 году прирост кредитов экономике стал контрольным показателем программы.
— Кстати, а почему этот параметр трансформировался в рамках программы из индикативного (выполнение которого было желательным) в контрольный, соблюдение которого белорусской стороной теперь обязательно?
— На протяжении всей кредитной программы показатель по приросту кредитов экономике был индикативным и не выполнялся с большим отклонением от установленного уровня. Так, в 2012 году этот показатель был превышен вдвое. Чрезмерный рост кредитов продолжает оставаться одной из причин ухудшения сальдо внешнеторгового баланса страны и значительно усложняет задачу по снижению темпов роста инфляции, которая в 2013 году не должна превысить 12% и достигнуть однозначных значений в 2014 году.
Почему он стал контрольным? Это предложение белорусской стороны, которое мы поддерживаем. Этот статус показывает, как важен этот показатель для достижения целей программы. Это также определённый сигнал для всех субъектов экономики.
Понятно, что не бывает идеальных мер. Всегда есть издержки. Например, это может привести к росту доли директивных кредитов в общем объёме кредитов, чему должна противостоять приверженность властей духу программы, которая призывает к сокращению директивного кредитования. Но, учитывая значительную роль государства в Беларуси в распределении ресурсов и ограниченное влияние ставки рефинансирования на динамику кредитования и денежной массы, мы считаем, что в нынешних условиях это правильное решение. Оно также будет способствовать сдерживанию инфляционного навеса, создаваемого опережающим ростом реальной заработной платы над производительностью.
Если объемы кредитования не регулировать, тогда не будет возможности контролировать размеры внутреннего спроса, чрезмерное увеличение которого может ставить под угрозу и платежный баланс, и макроэкономическую стабильность в стране в целом.
— Тем не менее, темпы прироста кредитования экономики в январе-апреле были выше упомянутых 1,5% в месяц. Как эту ситуацию оценивают эксперты фонда?
— Это действительно так. Но время еще есть, и белорусская сторона пытается принять меры, чтобы ограничить валютное кредитование, прирост объемов которого идет опережающими темпами. Мы сейчас ведем консультации по этому вопросу.
— Беларусь, судя по отчету о выполнении своих обязательств перед фондом, не выполнила к моменту выделения пятого транша пять индикативных показателей, в том числе по величине поступлений от приватизации, по уровню возмещения населением стоимости услуг ЖКХ и общественного транспорта. Тем не менее, пятый транш кредита в Минск поступил в конце апреля. На каком основании были выделены деньги?
— Совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС принял решение о выделении Беларуси транша на основании того факта, что заемщиком были выполнены все контрольные показатели. При этом надо признать, что невыполнение индикативных показателей программы существенно ослабило эффект выполненных показателей на процесс стабилизации.
— Означает ли это, что в случае невыполнения Беларусью показателя по приросту кредитования экономики, который стал сейчас контрольным, шестой транш кредита Беларусь может не получить?
— Решение по этому вопросу будет принимать Совет фонда. Однако очевидно, что в случае невыполнения контрольного показателя вероятность принятия положительного решения будет меньше.
— В связи со снижением внешнего спроса на белорусскую продукцию у предприятий в 2013 году существенно выросли складские запасы, и сейчас этим вопросом занимается правительство. Проблему затоваренности складов в Беларуси планируется решать путем сбыта на внутреннем рынке в лизинг продукции машиностроения, которая должна была уйти на экспорт. Какие последствия для экономики может иметь такая практика разгрузки складов?
— В случае, если товары, которые должны были быть поставлены на экспорт, уйдут на внутренний рынок, это приведет к увеличению вклада внутреннего спроса в экономический рост. Соответственно, вклад внешнего спроса в рост ВВП сократится. Такая ситуация может увеличить давление на платежный баланс и золотовалютные резервы.
— Белорусские власти на 2013 год заложили темпы экономического роста на уровне 8,5% и запланировали снижение инфляции до 12%. Как вы оцениваете текущую ситуацию в белорусской экономике и ее перспективы?
— Цель по росту ВВП, на наш взгляд, противоречит цели снижения инфляции. Если гипотетически даже допустить рост ВВП на уровне 8,5%, то о снижении инфляции до 12% можно забыть — это несовместимые цели. Попытка достичь запланированного роста ВВП искусственным образом ухудшит финансовое состояние предприятий и вызовет проблемы с рефинансированием долгов.
Однако если будут выдерживаться показатели денежно-кредитной политики, которые Беларусь согласовала с Антикризисным фондом, то снижения инфляции до 12% в 2013 году вполне можно достичь.
Ситуация сейчас в белорусской экономике под контролем. В краткосрочной перспективе нет оснований ожидать ухудшения ситуации, которая бы сопровождалась ростом цен или ослаблением национальной валюты. Однако в среднесрочном периоде невыполнение показателей программы может создать проблемы.
— В чем вы видите риски?
— Невыполнение показателей программы может привести к дальнейшему росту дефицита счета текущих операций и внешнего долга, ухудшению международной инвестиционной позиции страны. Дефицит счета текущих операций Беларусь традиционно покрывает не за счет притока новых прямых иностранных инвестиций, а путем привлечения новых внешних заимствований. Безусловно, ситуация в платежном балансе Беларуси зависит от того, как будут обстоять дела на внешнем рынке. Но ситуация на внешнем рынке оставляет желать лучшего, и на ее улучшение уповать не стоит. Необходимо повышать возможности страны по эффективному инвестированию ресурсов и генерированию устойчивых доходов.
Напротив, расширение директивного кредитования и опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью будет мешать решению этих задач, и могут привести к значительной утрате достижений стабилизационной программы уже в 2014 году.
— Беларуси в 2013 году на фоне высоких платежей по внешнему госдолгу удается избегать снижения золотовалютных резервов. Поддерживать стабильность резервов удается, в частности, за счет траншей Антикризисного фонда, которые поступали в январе и апреле этого года. Когда может быть рассмотрен вопрос о выделении Беларуси завершающего, шестого транша кредита?
— Вопрос о шестом транше будет рассмотрен в ноябре, по итогам оценки развития белорусской экономики в январе-сентябре текущего года.
— Заместителя председателя правления Евразийского банка развития, управляющий директор АКФ ЕврАзЭС Сергей Шаталов недавно затронул тему возможной новой кредитной программы между Беларусью и Фондом. В каком случае решение о новой кредитной программе может быть принято?
— С белорусской стороны интерес к новой кредитной программе присутствует. Однако для обсуждения новой кредитной программы большое значение будут иметь результаты текущей стабилизационной программы. Если мы придем к выводу, что стабилизация в белорусской экономике приобрела устойчивый характер, можно будет ставить другие задачи в рамках новой программы.
Приоритетом новой программы должны стать структурные реформы. Такие реформы, учитывая все реалии белорусской экономики, дадут эффект только в условиях макроэкономической стабильности. Поэтому мы и придаем столь большое значение результатам нынешней стабилизационной программы Беларуси.
Справка Naviny.by Начало действующей кредитной программы Беларуси с Антикризисным фондом ЕврАзЭС было положено два года назад. 4 июня 2011 года Совет АКФ одобрил выделение Беларуси финансового кредита в объеме 3 млрд. долларов. Кредит выделяется шестью траншами в течение 2011-2013 гг. в соответствии с выполнением этапов кредитной программы белорусским правительством. Пятый транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС Беларусь получила 30 апреля текущего года. |
Дмитрий ЗАЯЦ