Белорусские пивовары едят друг друга
Лето — отпускной сезон для многих, но только не для пивоваров. Наибольшие продажи ячменного напитка традиционно приходятся именно на летние месяцы, поэтому производителям некогда отдыхать. Лето — это еще и пора самой высокой конкуренции между пивоварами. Правда, в этом сезоне конкуренция на пивном рынке уж слишком агрессивная и выходит, по мнению участников рынка, за рамки здравого смысла.
Какие тенденции характерны сегодня для пивного рынка? Почему пивовары стали массово производить пиво «Жигулевское»? Будут ли расти цены на ячменный напиток? Почему скидки на пиво достигают 40%? На эти и другие вопросы в интервью Naviny.by ответил генеральный директор ОАО «Пивзавод Оливария» Михаил Чеченев.
Осторожный оптимизм
— Михаил Николаевич, в прошлом летнем сезоне реализация ячменного напитка на фоне роста акцизов и цен снижалась. Как, на ваш взгляд, будет обстоять дела с продажами пива в этом сезоне?
— Определенно можно сказать, что продажи снизиться не должны. Ставка пивного акциза в нынешнем году постоянна, доходы населения к настоящему времени выросли. Поэтому, как минимум, хуже быть не должно. У нас прогноз на сезон осторожно оптимистичный.
— Если говорить в цифрах, какой рост пивного рынка в текущем году вы ожидаете?
— По нашим оценкам, белорусский рынок пива может в текущем году вырасти на 2,5-3%. Для высоких темпов роста больших оснований пока не видно — темп роста зарплат, который мы наблюдали до недавнего времени, вряд ли сохранится.
Скидки на пиво достигли… 40%
— Тем не менее, ситуация на пивном рынке, если сравнивать с прошлым годом, довольно благоприятная: покупательная способность стала выше, ставка пивного акциза стабильная, да и лето теплое. Прибыль пивоваров, как думаете, вырастет?
— Доходы пивоваров действительно могут несколько подрасти. Хотя не все способствует этому: стоимость акцизных марок с 1 июня выросла на 20%.
Мало этого, производители, как показывает сигналы с рынка, могу ввязаться в ненужную борьбу за рынок, активничая с ценовыми акциями, которые в последнее время приобретают огромные размеры. Тем самым мы вступаем в ненужное раскачивание ценовых качелей. Это приводит к тому, что теоретически возможное улучшение финансового положения производителей нивелируется «глубокими» скидками, которые не оправданы ни с одной точки зрения.
— Для потребителей цены чем ниже, тем лучше…
— Стоит заметить, что ценовые акции, как правило, проходят лишь в крупных розничных сетях, где продается треть пива. Две трети продукции реализуется в торговых объектах, которые такими ценовыми акциями не охвачены.
— Какого уровня достигают сегодня ценовые скидки на пиво в розничных сетях?
— До 40%. На наш взгляд, ценовые скидки более чем на 20% не ведут к разумной конкуренции. В западных странах и 20-процентных скидок я не видел. Что касается 40-процентных скидок, то это безумие. Они приводят не к увеличению продаж, а к ухудшению финансового положения производителей. Всем участникам рынка стоило бы об этом помнить.
Ностальгия по советскому прошлому
— В этом сезоне производители (Heineken, «Оливария») объявили о запуске пива «Жигулевское». Таким образом, этот продукт сейчас находится в портфеле практически у всех пивоваров. С чем связан массовый интерес производителей к «Жигулевскому»?
— Сложно сказать, чем руководствовались другие, запуская этот продукт. Почему его запустили мы? «Жигулевское» — бренд, которые вызывает у многих ностальгию, возвращает память во времена СССР, где, как кажется многим, трава была зеленее, деревья выше, а продукция лучше. Любители пива хотят видеть на полках магазинов продукт, который бы вызывал у них ностальгию, и производители обязаны удовлетворить это желание.
— Многие ассоциируют советское прошлое еще и с низкими ценами. «Жигулевское» будет пивом эконом-сегмента?
— У людей, как нам кажется, этот продукт ассоциируется, прежде всего, с ностальгией, с тягой к прошлому, а не с эконом-сегментом. Мы не предполагаем, что у нас это будет продукт эконом-класса. Цены на «оливарийское» пиво традиционно выше, чем у других производителей, поэтому сложно в данном случае вообще говорить о бюджетном сегменте.
Цены расти не будут
— Как вам видится динамика потребления пива в Беларуси в среднесрочной перспективе — в ближайшие два-три года?
— Если резкого изменения ставок акцизов не будет, благосостояние населения будет расти, можно предположить рост рынка на пару-тройку процентов. Бума вряд ли стоит ожидать — рекламные возможности пивоваров ограничены, цена продукта все-таки не самая низкая. Многое зависит еще и от позиции государства. Если государство будет придерживаться взвешенного подхода, разделяя крепкий алкоголь и продукты натурального брожения, наша категория может расти.
— А что будет с ценами на пиво?
— Инфляционные процессы замедляются, поэтому ожидать значительного роста цен нет оснований. Может ли произойти рост цен по инициативе пивоваров? Разумеется, производители всегда во всех отраслях хотели бы увеличить стоимость своей продукции, заработать больше, чтобы прибыль по итогам года была выше. Но мы не одни на рынке — последствия необоснованного роста цен, поверьте, производители чувствуют по результатам продаж. Поэтому предпосылок для роста цен не видно — в этом направлении все должно быть спокойно.
Дмитрий ЗАЯЦ