Внешняя торговля товарами ушла в глубокий минус
Гордость за успехи страны во внешнеторговом секторе экономики за один месяц сменились на тревожные ожидания: еще месяц назад, за I квартал 2013 года, по данным Белстата на тот момент, сальдо внешней торговли товарами было положительным ($+426,4 млн), а уже через месяц, за период январь-апрель, – стало отрицательным ($-1,011 млрд).
Да и год назад, за первые четыре месяца 2012-года, также без учета пошлины, сальдо товаров было положительное величиной $+1,286 млрд.
Оказывается, к такой резкой смене тренда, с положительного на отрицательный, приложил руку сам Белстат. Он скорректировал данные за январь-март, ухудшив показатель сальдо внешней торговли товарами сразу на миллиард долларов. По новым, уточненным данным, в I квартале, оказывается, был не большой плюс ($+426,4 млн, прежние данные), а большой минус ($-609,3 млн, новые данные). То есть, за апрель ситуация ухудшилась не на полтора миллиарда, а «всего лишь» на $401,5 млн.
С учетом же пошлины на нефтепродукты, сальдо внешней торговли товарами составило за январь-апрель 2013-го года $-2,365 млрд, когда как год назад этот же показатель был $-0,149 млрд. То есть, ситуация ухудшилась в почти 16 раз!
Рис.1 Показатели внешней торговли товарами в январе-апреле 2012 и 2013 гг, $млрд(данные Белстата)
При этом экспорт товаров снизился на 22,7% при снижении импорта только на 9,6%. В целом товарооборот уменьшился на 16,4%. Резкое ухудшение ситуации произошло по всем направлениям – и в торговле с Востоком и в торговле с Западом: отрицательное сальдо с Россией увеличилось в 2,2 раза, а положительное со странами ЕС – уменьшилось более чем в 5 раз.
Основная причина такого ухудшения ситуации в том, что в прошлом году Беларусь использовала схему продажи нефтепродуктов под видом разбавителей и растворителей, из-за чего не нужно было платить вывозную пошлину в российский бюджет. Поэтому и объем импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов тогда был намного больше. А ведь именно нефтяной сектор является основой белорусской экономики.
За I квартал 2012 года количество нефти и нефтепродуктов, ввезенную на территорию Беларуси, был равен 8,305 млн т, а в I квартале 2013 года – 5,660 млн т, что больше чем в текущем году почти наполовину. А вот экспорт нефтепродуктов (именно по коду ТН ВЭД 2710) за этот же период прошлого года был не намного больше – 4,780 млн т против сегодняшних 4,074 млн т. То есть, около 1,2 млн т нефтепродуктов в прошлом году экспортировалось в I квартале под видом разбавителей и растворителей ( код ТН ВЭД 3814), чего не происходило в текущем году и из-за чего внешнеторговые показатели резко ухудшились.
Кроме того, в этом году ухудшилось положение в секторе экспорта из Беларуси других значимых товаров. Особенно показательны в этом смысле сокращение производства грузовиков на МАЗе и забитые под завязку площадки готовой продукции на МТЗ. Основной рынок сбыта крупных машиностроительных предприятий – Россия. А вхождение этой страны в ВТО резко увеличило конкуренцию на ее рынке, особенно со стороны китайских производителей.
Кроме того, существует версия, что руководство России причастно к ухудшению сбыта МАЗов и МТЗ на своей территории в целях принуждения А.Лукашенко к смягчению своего отношения к приватизации данных предприятий российским капиталом. То есть, «наклонить» (с) его.
Безудержное же производство тракторов на МТЗ, не считающееся с реалиями сбыта, также ухудшает внешнеторговый баланс. Металл и энергия закуплены (импорт), заработная плата выплачена (тоже увеличивает импорт, в потребительском секторе), а компенсирующего эти затраты экспорта не произошло. При этом сбыт тракторов, даже сразу оплачиваемый, внутри республики значения здесь не имеет: на счета завода придут белорусские рубли, а потрачена иностранная валюта. Что очень напоминает ситуацию 2009 года.
Судя по динамике показателей внешней торговли, ситуация в ближайшее время вряд ли улучшится.
Рис.2 Помесячная динамика внешней торговли товарами, 2012-2013 гг (данные Белстата)
Прим. Левая шкала – экспорт, импорт и пошлина, правая шкала – сальдо.