Украинские конфеты: Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!
Интернет-газета Naviny.by располагает текстом письма Мингорисполкома, в соответствии с которым руководителям организаций торговли всех (!) форм собственности поручено довести долю отечественной продукции до 85% в общем объеме продаж кондитерских изделий. Украинские производители конфет констатируют, что теперь белорусские госмагазины не берут их продукцию.
Импортные конфеты не продавать
Напомним, что в апреле украинские кондитерские фабрики столкнулись с тем, что белорусская таможня перестала пропускать их продукцию. В отношении сладкого импорта на белорусской границе применялся усиленных таможенный контроль, из-за которого украинская продукция не могла попасть на полки белорусских магазинов.
В настоящее времени проблемы на белорусской таможне украинские кондитеры больше не испытывают. Об этом БелаПАН сообщил представитель украинской компании Roshen, которая является одним из крупнейших поставщиков кондитерских изделий на белорусский рынок.
Правда, на смену таможенным проблемам пришли другие – связанные с доступом украинских конфет на полки белорусских магазинов. Выяснилось, что еще в начале апреля руководители белорусских организаций торговли поручили предписание из Мингорисполкома увеличить долю отечественной продукции до 85% в общем объеме продаж кондитерских изделий.
«Всем госпредприятиям торговли типа «Белкоопсоюз» запретили брать импортную продукцию. Полтора месяца они вообще уже не заказывают наши кондитерские изделия только потому, что они импортные», - сообщил БелаПАН представитель компании Roshen. В связи с этим, уточнил он, объемы поставок продукции компании на белорусский рынок снизились.
ГУПР довел до магазинов «сладкие» указания
Интернет-газета Naviny.by располагает текстом письма главного управления потребительского рынка (ГУПР) Мингорисполкома, которое в первой декаде апреля было направлено руководителям организаций торговли всех форм собственности.
Авторы письма ссылаются на поручение премьер-министра Михаила Мясниковича, а также на приказ Министерства торговли от 4 апреля 2013г. №36 и направляют в связи с этим руководителям торговых организаций всех (!) форм собственности ряд поручений.
В частности, организациям торговли, в соответствии с текстом письма, «поручено обеспечить» наличие в продаже «широкого ассортимента кондитерских изделий отечественного производства».
Мало этого, «под персональную ответственность руководителей» организациям торговли доведено поручение «по итогам работы за первое полугодие 2013 г.» обеспечить долю продаж «кондитерских изделий отечественного производства в общем объеме реализации не менее 85 процентов».
Плюс к этому торговым организациям доведено задание «оказывать всевозможное содействие и принимать активное участие в проводимых отечественными производителями товарных интервенциях и рекламных мероприятиях».
Отчеты о выполнении данных поручений торговые организации Минска должны предоставлять ежемесячно вплоть до 4 июля в ГУПР Мингорисполкома.
Последствия национализации?
Видимо, административный ресурс для поддержки белорусских кондитерских фабрик задействован потому, что последние теряют долю на внутреннем рынке. По данным Белстата, доля отечественных кондитерских изделий снизилась до 71% в январе-апреле 2013г. с 78,2% годом ранее.
Падение рыночных позиций белорусских кондитеров на внутреннем рынке подтверждают и другие данные. Производство шоколадных изделий в первом квартале 2013г. снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 18%, а объемы импорта в анализируемом периоде заметно выросли.
Существуют разные объяснения того, почему белорусские кондитеры теряют долю на внутреннем рынке. Участники рынка объясняют это последствиями национализации «Коммунарки» и «Спартака».
«Предыдущий собственник фабрик «Коммунарка» и «Спартак» имел достаточно серьезные каналы сбыта продукции. После того как белорусские кондитерские фабрики были национализированы, они потеряли эти каналы сбыта, поэтому объемы их продаж уменьшились», - заявил в беседе с корреспондентом БелаПАН представитель компании Roshen.
В свою очередь, маркетологи допускают, что снижение рыночных позиций белорусских кондитеров может быть вызвано ценовым фактором.
«Глубинная причина проблем (и это касается не только кондитерских изделий) состоит в том, что себестоимость производства аналогичной продукции в других странах ниже. Устаревшее оборудование, избыточная занятость, превышение роста зарплат над ростом производительности труда приводит к тому, что белорусским товарам сложнее конкурировать с импортными», - говорит член правления Гильдии маркетологов Анатолий Акантинов.
Чтобы защитить позиции белорусских кондитеров, госорганы прибегают сегодня к довольно крутым мерам, которые в соседних странах в таком виде не используются. Эксперты украинского кондитерского рынка вспоминают, что на уровне регионов в свое время меры по ограничению импорта использовались, однако до поручений типа обеспечить долю отечественной продукции до 85% в продажах дело не доходило.
В России меры защиты от импорта, которые использует сегодня Беларусь, также не применяются. «Поддержка отечественных производителей осуществляется в России путем предоставление льготных кредитов, обучения персонала, брендирования полок. Но принцип свободной конкуренции никто не ограничивает», - рассказывает руководитель бизнес-школы Emas Андрей Коляда.
В то же время белорусские порядки (директивные поручения увеличить объем реализации отечественной продукции), очевидно, этот принцип нарушают. «Понятно, что такие меры не вписываются в правила, которые свойственны свободному рынку, где присутствует свободная конкуренция», - констатирует Анатолий Акантинов.
Другое дело, что административными мерами, ограничивающие присутствие импорта на внутреннем рынке, в Беларуси уже никого не удивишь. Это одна из особенностей белорусской экономической модели.
Дмитрий ЗАЯЦ