Частники эффективнее госпредприятий, но госсектор не сдается
Повсеместная модернизация белорусской экономики, стартовавшая в 2013 году, предполагает лишь замену технологического оборудования – о смене собственности речь не идет. Вместе с тем, последние статданные свидетельствуют, что частные предприятия работают эффективнее государственных. Тем не менее, в стране продолжает доминировать госсектор, доля которого не снижается.
Расклад сил в белорусской экономике
По состоянию на 1 апреля в стране насчитывалось 135,1 тыс. юридических лиц и более 255 тыс. индивидуальных предпринимателей. За первый квартал количество организаций увеличилось почти на 3,5 тысячи, а численность ипэшников — почти на 5 тысяч. Казалось бы, в стране активно развивается частный сектор и растет его роль в экономике. Однако, это только на первый взгляд.
Частный бизнес растет в количественном выражении, однако его вклад в экономику остается невысоким. Об этом свидетельствуют финансовые результаты деятельности организаций.
В январе-феврале этого года выручка белорусских предприятий выросла на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 193,3 трлн. рублей. На долю юридических лиц без ведомственной подчиненности (то есть на частные организации) пришлось в анализируемом периоде 54,7 трлн. рублей выручки. Таким образом, доля частников в общем объеме выручки составила 28,3%, удельный вес госпредприятий – 71,3%. К слову, в январе-феврале 2012 года доля частных организаций была несколько выше (31%).
Снижение доли частных организаций связано с тем, что в прошлом году существовал растворительный бизнес, которым, как неоднократно подчеркивалось на высшем уровне, занимались частные структуры. В первом квартале 2013 года такого рода бизнес не осуществлялся и, как результат, объем выручки частных организаций уменьшился.
Несмотря на то, что госпредприятия существенно превосходят частников по объему выручки, последние все же работают эффективнее. Об этом свидетельствует, в частности, величина выручки, которая приходится на одного работника в частных и государственных предприятиях.
Величина выручки на одного работника
в частных и госпредприятиях (в тыс. долларов)
данные за январь-февраль 2013г.
Как видим, в организациях, подведомственных республиканским органам госуправления, выручка на одного занятого в январе-феврале составила 11 тыс. долларов, в коммунальных предприятиях – 5,1 тыс. долларов, а в частных организациях – 18,1 тыс. долларов. То есть у частников эффективность использования трудовых ресурсов выше.
Мануалу о реформах суждено пылиться на полках госорганов
Таким образом, если резюмировать, ситуация в реальном секторе сегодня такова: частные предприятия работают эффективнее государственных, однако госпредприятия (за счет валообразующих организаций) опережают частные по удельному весу в общем объеме выручке.
Эксперты объясняют более высокую эффективность частных предприятий тем фактом, что госпредприятия вынуждены нести социальное бремя. «Наши госпредприятия при прочих равных условиях по показателям эффективности никогда не сравняются с частными. Для негосударственных предприятий главная задача – рост прибыли, у госпредприятий основной приоритет – выполнение социальных обязательств», — говорит экономист Исследовательского центра ИПМ Андрей Скриба.
Эксперт обратил внимание на недавнюю историю с предприятиями энергетики, которые, как выяснилось на совещании у президента, имеют на балансе убыточные санатории. «Поэтому естественно, что по показателям эффективности госпредприятия будут уступать частным», — отмечает Скриба.
Стоит напомнить, что на эту проблему обратил внимание Всемирный банк. В Страновом экономическом меморандуме, который подготовили и презентовали летом 2012-го эксперты банка, указывается, что в период 2004-2010 гг. производительность труда в государственном секторе была в среднем на 40% ниже по сравнению с частным сектором.
По мнению экономистов Всемирного банка, неэффективность работы госсектора приводит к тому, что госпредприятия теряют конкурентоспособность на внешних рынках.
В этой связи Всемирный банк рекомендовал пойти на реформы по повышению эффективности госсектора, а именно: отказаться от предоставления (налоговых, финансовых и прочих) преференций госпредприятиям, чтобы определить, какие из них способны работать в рыночных условиях, а какие — нет. Кроме этого, Всемирный банк рекомендовал провести реструктуризацию вертикально интегрированных объединений в тех случаях, когда они используются для маскирования неэффективности отдельных предприятий. Наконец, эксперты Всемирного банка настоятельно рекомендовали отказаться от практики доведения директивных показателей до госпредприятий.
Однако, перечисленные рекомендации до сих пор не востребованы, и мануалу по реформированию госсектора, подготовленному Всемирным банком, суждено пылиться на полках в органах госуправления.
Наблюдатели сомневаются, что официальный Минск в ближайшее время приступит к реформированию реального сектора экономики. «В стране сформирована система доведения до предприятий целевых показателей. В то же время любая попытка реализации реформ в реальном секторе ставит под угрозу выполнение планов социально-экономического развития. Поэтому в этих условиях реформы вряд ли возможны», — говорит Андрей Скриба.
В нынешних условиях в Беларуси возможна модернизация, цель которой в конечном счете – лишь укрепить фундамент существующей в стране модели, основанной на доминировании государства в экономике.
Дмитрий ЗАЯЦ