«Мужики» не справляются, экономические власти беспокоятся
Текущая неделя на официальном уровне была посвящена подведению итогов работы экономики в первом квартале: сперва подвело черту правительство, а затем уполномоченные госслужащие рассказали прессе подробности о происходящем в стране. Вывод примерно такой: на фоне улучшения экономических показателей резко ухудшились финансовые результаты деятельности предприятий.
Инфляция замедлилась, сальдо улучшилось, экспорт просел
Инфляция в Беларуси потихонечку затухает. По данным, которыми располагает интернет-газета Naviny.by, недельная инфляция в апреле составляет считанные десятые процента. Минэкономики ожидает, что по итогам апреля рост потребительских цен будет ниже, чем в марте, и составит менее одного процента.
Радует глаз и тот факт, что в торговом балансе Беларуси все пока относительно спокойно. По данным за январь-февраль положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 191,5 млн. долларов, а по предварительным данным за первый квартал – 279,4 млн. долларов.
Довольно благополучно складывается картина с темпами экономического роста. ВВП за первый квартал вырос на 3,5%. Правда, обеспечен этот рост не в результате повышения эффективности работы реального сектора (промышленности), а за счет роста чистых налогов и вклада торговли.
«Росту поступлений чистых налогов способствовало уменьшение возвратов (зачетов) по НДС экспортерам (в условиях снижения экспорта), рост поступлений по вывозным таможенным пошлинам (в условиях увеличения экспорта калийных удобрений) и роста ставок акцизов», — говорится в обзоре об итогах социально-экономического развития за январь-март, который подготовило Минэкономики.
На фоне благополучной макроэкономической статистики наблюдается серьезное ухудшение финансового состояния белорусских предприятий.
Выражается это в существенном росте как «дебиторки», так и кредиторской задолженности предприятий. На 1 марта просроченную дебиторскую задолженность имели 68,9% организаций, просроченную кредиторскую – 60,0%. При этом, по данным Минэкономики, сумма просроченной дебиторской задолженности выросла по сравнению с началом года на 16,5%, просроченной кредиторской – на 12,8%. На этом фоне наблюдается существенный рост внешней просроченной дебиторской задолженности, которая за январь-февраль выросла аж на 23,3%.
По сути это означает, что товары на экспорт отгружаются, а выручка в страну не поступает. Белорусский премьер-министр Михаил Мясникович считает эту ситуацию недопустимой и поручил на этой неделе «виновных в необоснованном росте задолженности привлечь к ответственности».
Еще одна больная тема – экспорт. В правительстве по этому вопросу также имеются претензии к органам госуправления.
По предварительным данным, в первом квартале экспорт товаров и услуг снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 20%. В Минэкономики снижение экспорта объясняют исчезновением из торгового баланса растворителей, которые в первом полугодии 2012-го экспортировались в огромных объемах. Впрочем, снижение экспорта связано не только с этим.
В начале года «просели» поставки на внешний рынок белорусской техники (грузовых автомобилей, тракторов, дорожно-строительной техники). Как результат, экспорт предприятий Минпрома в январе-феврале (отчетности за первый квартал пока нет) снизился на 20,4%.
Эффект девальвации закончился, продукция не продается
Однако, больше всего экономические власти обеспокоены даже не снижением экспорта, а ростом складских запасов на предприятиях. По состоянию на 1 апреля они достигли почти 80% от месячного объема производства.
«Это тревожная тенденция, которая прогрессирует. С начала года на склад было положено продукции на сумму более 10 трлн. рублей. И это тот момент, который нас настораживает», — заявил в минувший четверг заместитель министра экономики Александр Ярошенко.
Соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства (в %)
Источник: данные Белстата
На фоне увеличения складских запасов существенно ухудшились финансовые показатели деятельности предприятий. Как отмечают в Минэкономики, в январе-феврале 2013-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года чистая прибыль предприятий снизилась на 41,6%, рентабельность продаж упала с 11,2% до 7,7%. При этом увеличилось как
количество убыточных организаций (с 299 до 352), так и сумма их чистого убытка (с 0,7 до 1,1 трлн. рублей).
Одну из главных причин снижения экспорта и, как следствие, увеличения складских запасов экономические власти видят в падении конкурентоспособности выпускаемой продукции. «Если мы в период серьезной девальвации нацвалюты могли нарастить физические объемы экспорта и успешно конкурировать по цене, то сейчас эффект девальвации практически закончился», — отметил Александр Ярошенко.
Рост складских запасов затронул предприятия практически всех министерств и ведомств. Более половины прироста складских запасов пришлось на предприятия Минпрома.
Ухудшение положения дел в реальном секторе настораживает белорусского премьера Михаила Мясниковича, который, видимо, чувствует, что при таких тенденциях выйти на запланированный 8,5-процентный рост ВВП по итогам года вряд ли получится.
«Если сейчас не поправить положение дел, нечего ждать и конца года, когда будет дана оценка правительству и облисполкомам главой государства. Поэтому если у какого-то министра или зампреда облисполкома, курирующего соответствующий участок, не получается, будьте мужиками – заявление на стол и ищите другую работу», — сказал Мясникович.
Трансформируется ли эта рекомендация премьера в кадровые перестановки, покажет время. Но до сих пор чиновники вертикали не становились в очередь, чтобы положить на стол заявления об уходе. Наоборот, они демонстрировали рвение выполнять доведенные показатели, что, видимо, и привело к быстрому росту складских запасов.
«Если мы «очистим» прошлогоднюю статистику от растворителей, мы увидим, что объем промпроизводства в первом квартале 2013-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не снизился, а существенно вырос. Одновременно с этим значительно увеличились складские запасы. Это свидетельствует о том, что задача увеличивать объемы производства сохраняется, несмотря на то, что продукция не продается», — подытожил директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Дмитрий ЗАЯЦ