Как нам обустроить АПК
1. Совершенствование организационно-управленческой структуры АПК
На республиканском уровне сформировать крупные узкоспециализированные и многоотраслевые кооперационно-интеграционные объединения в виде продуктовых компаний, включающих всю технологическую цепь от получения сырья до сбыта готовых продуктов конечному потребителю; выработать нормативное регулирование внутрикорпоративных отношений в области ценовой политики, экономики, налогов и других организационных позиций.
В районах, не имеющих организаций-интеграторов, создать агрокомбинаты, присоединив к лучшему хозяйству 2—3 недостаточно успешных сельхозпредприятия. Этому агрокомбинату в течение 2—3 лет оказать существенную господдержку, обеспечив льготное долгосрочное кредитование и налогообложение.
На уровне организаций и объединений сформировать на принципах хозяйственного расчета внутрихозяйственные организационные структуры на условиях первичной кооперации и аренды.
2. Совершенствование практики государственной поддержки
Принять к сведению, что динамика инвестиционного спроса в долгосрочной перспективе будет формироваться в условиях сокращения финансирования за счет бюджетных средств и расширения инвестиционной активности за счет собственных средств организаций и банковского кредитования;
положить в качестве основного критерия финансирования и господдержки АПК рост экономических показателей от вложенных средств.
Господдержку развития села структурировать по следующим направлениям и очередности:
— государственные средства, направляемые на реализацию целевых программ развития АПК и иных крупных инвестиционных проектов, требующих привлечения значительных ресурсов, аккумулирование которых не может быть обеспечено непосредственно сельхозпроизводителями, а также инвестиций, имеющих длительные сроки окупаемости и важные социально-экономические последствия. Господдержку крупных инвестпроектов осуществлять на конкурсной основе с учетом показателей эффективности вкладываемых государственных ресурсов;
— бюджетные расходы на финансирование мероприятий, реализация которых входит в функции государства;
— предоставление субсидий непосредственно сельскохозяйственным организациям по нормативам, устанавливаемым к объемам реализации конкретных сельскохозяйственных продуктов и дифференцированным в зависимости от кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения не менее 20 проц. общей суммы бюджетных средств финансирования мероприятий в области АПК.
3. Принципы правового регулирования АПК
На этапе придания реального приоритета экономике повысить самостоятельность руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций в выборе специализации, структуры производства, технических и технологических решений, обеспечив им полную хозяйственную самостоятельность.
В этих целях предлагается:
— определить главным критерием рейтинговой оценки результативности работы сельскохозяйственных организаций и регионов, их руководителей и специалистов прибыль в расчете на балло-гектар сельскохозяйственных угодий;
— за органами государственного управления оставить распределение средств государственной поддержки и контроль за их целевым использованием, организацию закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, мониторинг аграрного законодательства и участие в его разработке; экономическое обоснование стратегии развития региона; регулирование продовольственных рынков; организацию аграрного образования и подготовки кадров; реализацию единой государственной политики в области семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации земель; государственный контроль в области ветеринарии, защиты растений, технадзора, охраны труда и техники безопасности; координацию работ по созданию в республике новой сельскохозяйственной техники; организацию научного обеспечения отрасли и внедрения в сельскохозяйственное производство достижений научно-технического прогресса;
— непосредственное управление производством — функция самих хозяйств и их объединений. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных организаций может и должно осуществляться лишь в пределах контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим благополучием страны, в сфере соблюдения законодательства;
— изучить целесообразность изменения функций районных управлений сельского хозяйства, создав на их основе консультационные центры, работающие на хозрасчетных принципах.
4. Совершенствование специализации, технической и технологической политики в аграрной отрасли
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса республики остаются несовершенство специализации отрасли, недостаточный уровень реализации потенциала современных сортов растений и пород животных, не соответствующая потребностям животноводства структура травяных кормов, слабость инфраструктуры производственной сферы и перерабатывающих предприятий.
В этом плане намечается:
— реализовать модели ведения сельскохозяйственного производства с учетом территориально-отраслевой специализации. Предусмотреть формирование в них зон возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания сельскохозяйственных животных, исходя из экономической целесообразности и эффективности с учетом почвенно-климатических и почвенных условий;
— определить животноводство системообразующей подотраслью, приоритет в нем отдать скотоводству, использующему конкурентные преимущества страны, в первую очередь богатство травяных растительных ресурсов, наличие высокого племенного потенциала и значительный вклад республики в строительство и реконструкцию ферм;
— признать главным направлением в земледелии кормопроизводство, обеспечивающее полноценное кормление сельскохозяйственных животных при снижении объемов импорта белкового сырья; обеспечить научно обоснованный баланс в производстве травяных кормов для крупного рогатого скота;
— провести техническую и технологическую модернизацию организаций агропромышленного комплекса, обеспечить дальнейшее укрепление инновационной инфраструктуры отрасли;
— углубить переработку сельскохозяйственного сырья с целью повышения выхода из него продукции высокого качества, востребованной в республике и на зарубежных рынках; перевести пищевую и перерабатывающую промышленность на ресурсосберегающие технологии, обеспечивающие безотходное производство с минимальным воздействием его на экологическую среду.
5. Активизация внешнеэкономической деятельности АПК
В связи с расширением присутствия агропромышленного комплекса республики на мировом продовольственном рынке реализовать мероприятия по снижению затратности и повышению привлекательности продукции отечественного АПК. Необходимо упорядочить сырьевые зоны, модернизировать инфраструктуру переработки, наладить деловые партнерские связи между производителями сырья и переработчиками. И на этой основе обеспечить производство товарной продукции высокого качества с авторитетным брендом, востребованной в республике и на зарубежных рынках, конкурентоспособной по ценовому фактору.
На основе повышения качества продукции и экономической эффективности наращивания объемов и номенклатуры экспорта, диверсификации рынков, оптимизации соотношения товарной структуры экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия обеспечить ежегодное наращивание положительного сальдо внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса республики.
6. Кадровая политика и совершенствование системы мотивации труда
Усовершенствовать систему подготовки аграрных кадров, для чего:
— придать первостепенное значение целевому отбору абитуриентов в сельских школах;
— повысить профессиональную направленность учебных программ;
— обеспечить за счет направляемой организации доплату успешно обучающимся студентам в размере не менее их месячной стипендии;
— установить обязательное прохождение практики выпускников в передовых хозяйствах республики;
— предусмотреть совершенствование механизма обеспечения кадров жильем, при отработке в организации определенного времени (3—5 лет) предоставить им возможность приобретения в собственность домов (квартир), построенных сельскохозяйственными организациями, или предоставление льготного режима для строительства жилья;
— сохранить ежемесячные доплаты молодым специалистам в течение пяти лет с начала их работы в сельскохозяйственных организациях по направлениям учебных заведений.
Для повышения уровня мотивации высокопроизводительного и экономически эффективного труда создать экономико-правовую среду, в которой бы не только руководитель, но и каждый работник мог на законной основе высокопрофессиональным трудом обеспечить себе достойный уровень материального благополучия. В этих целях должностной оклад руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций предстоит рассчитывать на основе объема реализованной продукции с учетом объективных условий хозяйствования, прежде всего кадастровой оценки сельхозугодий. Помимо ежемесячного оклада, руководителям сельхозпредприятий и их специалистам по итогам года предоставляется право распределять в нормативном порядке по разработанной шкале часть полученной прибыли в виде бонусов, которые могут быть достаточно высокими. Для руководителей убыточных хозяйств исходить из уменьшения убытка за проработанный год.
На экономические результаты труда ориентировать заработную плату и трудового коллектива, что следует достичь через внедрение механизмов коммерческого хозяйственного расчета. Формы мотивации высокопроизводительного труда могут быть и другие. Например, участие в прибылях, начисление дивидендов по акциям, приобретенным работниками в процессе приватизации.
На основе резкого увеличения экономической эффективности работы сельскохозяйственных организаций выйти на этапе завершения Программы устойчивого развития села на среднемесячную заработную плату в аграрной отрасли 500 долларов, а в перспективе видеть целью 1000 долларов США.
Подготовил Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»