Утверждена Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2016 года
Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года утверждена постановлением Совета Министров от 5 апреля 2013 года, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского правительства.
Постановлением предусмотрено Министерству архитектуры и строительства совместно с республиканскими органами государственного управления в двухмесячный срок разработать и внести в Совет Министров план мероприятий по реализации данной концепции.
Целью государственной жилищной политики до 2016 года является создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка жилья. Задачи государственной жилищной политики состоят в том, чтобы предоставить каждому гражданину широкий выбор способов решения жилищного вопроса, включая строительство нового жилья, его приобретение на вторичном рынке, наем жилых помещений государственного и частного жилищных фондов. Государственная поддержка будет оказываться гражданам, которые собственными силами не могут улучшить жилищные условия, а также иным категориям граждан, исходя из специфики их деятельности. Будет расширено количество механизмов финансирования жилищного строительства, планируется максимальное привлечение внебюджетных источников, включая собственные средства граждан, средства организаций. Формируется и развивается фонд жилых помещений коммерческого использования. Доля индивидуального жилищного строительства должна быть доведена не менее чем до 40% от общего объема ввода жилья в эксплуатацию.
Концепцией определены критерии постановки на учет и предоставления государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В 2013-2015 годах условием обеспеченности жильем будет являться наличие в собственности и (или) пользовании общей площади жилых помещений не менее 15 кв.м на человека (в Минске — не менее 10 кв.м).
Для реализации на практике ограничения в отношении постановки на учет граждан, воспользовавшихся ранее государственной поддержкой при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья, будет создана единая база данных (в масштабе республики) о таких гражданах и членах их семей. Перечень категорий граждан, имеющих право на постановку на учет нуждающихся, может уточняться в процессе реализации государственной жилищной политики. Совершенствование учета жилищного фонда и изменения его структуры и характеристик планируется осуществлять путем ведения единой республиканской электронной системы учета жилищного фонда. К 2015 году местные исполнительные органы будут вести автоматизированный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Получит развитие ипотека жилых помещений. Внесение изменений в закон от 20 июня 2008 года «Об ипотеке», укрепление экономики страны, снижение размера ставки рефинансирования Национального банка и величины процентов по ипотечному кредитованию, а также принятие иных мер, направленных на формирование устойчивого рынка ипотеки, позволят расширить привлекательность ипотечных кредитов в сфере жилищного строительства.
Гражданам представится возможность целевого накопления средств на жилье в системе жилищных строительных сбережений после принятия закона «О системе жилищных строительных сбережений». Это позволит гражданам после накопления 25—50% суммы, необходимой для строительства, реконструкции, или приобретения жилого помещения, получить кредит на недостающую часть стоимости жилого помещения на условиях, определенных системой жилищных строительных сбережений, по процентам более низким, чем по другим кредитам, выдаваемым банками на жилищное строительство. Формирование системы жилищных строительных сбережений будет осуществляться с использованием подходов, обеспечивающих ее развитие как банковско—финансового инструмента.
Получит развитие система использования населением жилищных облигаций при улучшении жилищных условий, расширится практика использования жилищных облигаций с обеспечением исполнения обязательств их эмитентов. Планируется создать условия для активного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики организаций и профсоюзов, предполагающие включение в социальный пакет мер прямой поддержки работников при улучшении ими жилищных условий.
В целях рационального использования ресурсов, совершенствования системы платежей за отдельные виды жилищно-коммунальных услуг концепция предусматривает введение в дальнейшем дифференцированной платы за услуги по отоплению в зависимости от площади занимаемого жилого помещения. Также предусмотрено поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг до 60% в 2015 году с доведением его по отдельным видам услуг до уровня себестоимости (водоснабжение, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов, электро- и газоснабжение). При этом достижение указанного уровня возмещения населением затрат будет осуществляться с учетом роста доходов населения и сопровождаться мерами по его социальной защите.
В 2013-2015 годах объемы ввода жилья в целом по республике составят 24,5 млн.кв.м, в том числе для льготных категорий граждан — 9 млн.кв.м. При этом в 2015 году объемы жилищного строительства достигнут 9,5 млн.кв.м. За период действия концепции будет построено не менее 1 млн.кв.м жилья коммерческого использования. Уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя вырастет до 27-28 кв.м в 2015 году.
В результате реализации государственной жилищной политики будут сформированы условия для обеспечения граждан качественным, экологичным и доступным жильем на основе перехода к экономически сбалансированному финансированию жилищного строительства за счет оптимального сочетания государственной поддержки социально уязвимых категорий населения с новыми механизмами финансирования и поддержки жилищного строительства для широких слоев населения.
Реализация концепции будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по ее реализации под контролем Совета Министров с учетом результатов мониторинга общественного мнения.