Ямал — Европа: дубль два

Источник материала:  

Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”, политический аналитик

В условиях нарастания глобальной конкуренции транспортировка углеводородов становится не менее значимым элементом энергетической политики, чем сама добыча нефти и газа. Еще в 2009 году белорусский Президент Александр Лукашенко предлагал российским партнерам построить вторую очередь газопровода Ямал — Европа через территорию Беларуси как выгодную альтернативу дорогостоящим обходным коридорам. Однако в силу ряда причин тогдашние предложения белорусского лидера не нашли отклика у российской элиты. И вот теперь, спустя три года, этот вопрос снова актуализирован, о чем свидетельствует данное на этой неделе поручение Президента России Владимира Путина руководству “Газпрома” вернуться к проработке проекта строительства линии газопровода Ямал — Европа-2 через территорию Беларуси. Это решение может стать действительно прорывным в области обеспечения энергетической безопасности Европейского союза, особенно государств Центральной Европы.

Только по предварительным подсчетам, уже к 2018 году, задействуя возможности новой нити, “Газпром” сможет дополнительно поставлять европейским потребителям до 15—20 миллиардов кубометров газа в год. Если суммировать данный показатель с уже имеющимися мощностями газопровода Ямал — Европа-1 (33 миллиарда кубометров в год), общий транзит через Беларусь составит не менее 50 миллиардов кубометров газа. В то же время сумма контрактных обязательств “Газпрома” в настоящее время — не менее 158 миллиардов кубов.

По мнению ряда белорусских экспертов в нефтегазовой отрасли, вторая линия магистрального газопровода может быть введена в строй значительно раньше запланированных проектных сроков — уже через 1—1,5 года. Подобный качественный рывок представляется возможным за счет имеющейся на территории Беларуси инфраструктуры высокого уровня, заложенной еще в период прокладки газопровода Ямал — Европа-1.

Важность и выгода данного проекта для Беларуси очевидна: наша экономика получает многомиллиардные инвестиции, открываются престижные вакансии для белорусских специалистов, в государственный бюджет поступят значительные налоговые отчисления.

В этой ситуации уже совершенно в ином свете представляется решение белорусского руководства о продаже отечественной газотранспортной системы компании ОАО “Газпром”. Выбрав не конфронтацию и политические эмоции, но руководствуясь соображениями здравого смысла и экономической выгоды, Беларусь получила не только гарантии загруженности инфраструктуры, преференции при поставках энергоносителей и прибыль от удачной реализации активов, но и возможность участия в логистических проектах глобального уровня. А именно подобный статус значимого участника глобальных проектов в качестве успешной страны-транзитера является определенной гарантией будущего суверенного белорусского государства.

Весьма актуальной иллюстрацией к вышесказанному представляется ситуация вокруг Украины, которая уже сейчас имеет перед “Газпромом” не исполненные обязательства на сумму в семь миллиардов долларов и вынуждена обращаться к реверсным схемам поставок российского газа из третьих стран, что является для Украины менее убыточным , чем сформированное для этой страны предложение “Газпрома”.

Уже неоднократно отмечалось, что только активное включение Беларуси в выгодные проекты мировых центров силы поможет нашему государству избежать геополитической периферийности, что уже характерно для ряда государств Центральной и Восточной Европы, а также постсоветского пространства. С этой точки зрения транзитный потенциал нашей страны при его правильном использовании можно рассматривать как определенный “входной билет” в сообщество государств-лидеров.

О значительности и перспективности данного проекта свидетельствует не только убежденная позиция Президента России Владимира Путина и заключение главы “Газпрома” Алексея Миллера, но и последовавшая одномоментно критика данного решения российского руководства со стороны отдельных должностных лиц в ЕС, которые, вероятно, заинтересованы в продвижении иных логистических схем поставок энергоносителей. Экономическая выгода подобных маршрутов представляется весьма сомнительной, зато присутствует значительная политическая составляющая, что само по себе создает благоприятную почву для манипуляций как на внутреннем электоральном поле, так и в международных отношениях.

Различные заявления о предполагаемой “неэффективности” проекта наряду с аналогичными комментариями “независимых экспертов” выглядят несостоятельными даже после самого упрощенного анализа с позиций экономической целесообразности. По мнению Алексея Миллера, “сегодня транзит через территорию Беларуси по газопроводу Ямал — Европа-1 является для нас самым экономически эффективным”. Напомним, что расходы “Газпрома” на строительство первой линии газопровода Ямал — Европа на белорусском участке составили примерно полтора миллиарда долларов. Нынешний проект оценивается в пять миллиардов, в то время как объем вложений, необходимых для воплощения проекта “Южный поток” по дну Черного моря оценивается более чем в десять миллиардов, а строительство “Северного потока” — более чем в шесть миллиардов долларов.

Если рассуждать о характере настоящего решения российского руководства, то очевидно, что оно продиктовано уже не сиюминутными краткосрочными соображениями, но, наоборот, являет собой пример стратегического государственного мышления и выглядит логичным с позиций не только экономики, но и политики. Беларусь и Россия реализуют проект Союзного государства, Таможенного Союза, в перспективе планируют создание мощного наднационального образования Евразийский экономический Союз, потому и выбор в пользу надежного союзника — единственно правильный и объяснимый.

←Идти в ногу со временем

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика