Чтоб не загнулась. Минск выпрашивает деньги у МВФ
Правительство разрабатывает концепцию программы макроэкономических реформ в надежде, что ее одобрит Международный валютный фонд. Об этом министр финансов Андрей Харковец сообщил спустя три дня после того, как представитель фонда ясно дал понять: рассчитывать на кредит в ближайшее время Минску не стоит.
25 марта глава миссии МВФ Дэвид Хофман по итогам 10-дневной работы экспертов в Беларуси пояснил: переговоры по новой программе кредитного сотрудничества не начались из-за отсутствия комплексного пакета мер, направленных на «углубление структурных реформ».
Эти меры, подчеркнул Хофман, должны быть поддержаны на самом высоком уровне. Для переговоров «необходимо надежное, внушающее доверие обязательство, принятое на самом высоком уровне, в отношении комплексного пакета мер, который мог бы получить поддержку со стороны Совета директоров МВФ», сказал глава миссии.
МВФ: перед экономикой поставлены противоречивые цели
Миссия МВФ проводила в Беларуси четвертый постпрограммный мониторинг ситуации в экономики после реализации программы стенд-бай, в рамках которой Беларусь в 2009-2010 годах получила от МВФ кредит в размере 3,46 млрд. долларов.
После завершения программы Минск неоднократно обращался к фонду за новым займом, но не находил поддержки у потенциального кредитора.
14 марта председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова предположила, что новая программа с МВФ в ближайшие год-два начата не будет, «принимая во внимание политический подтекст».
Решение принимает Совет директоров МВФ, у которого преобладают политические мотивы, подчеркнула Ермакова.
Между тем замечания и рекомендации, которые озвучил Хофман, были сугубо экономическими.
В частности, МВФ обеспокоен тем, что белорусские власти ставят перед экономикой противоречивые цели. Речь идет о планах годового экономического роста ВВП на уровне 8,5% при удержании инфляции в пределах 12%.
«Для выполнения показателей роста ВВП необходимо ослабление мер экономической политики, что может поставить под угрозу целевой показатель инфляции и создать давление на обменный курс», — сказал Хофман.
Он призвал правительство «тщательно следить за быстрым ростом кредитования в иностранной валюте, который создает растущие пруденциальные риски».
МВФ не поддержал решение Нацбанка снизить с 13 марта ставку рефинансирования на 1,5% — до 28,5% годовых.
«Повышение процентных ставок также будет необходимо, если политика целевого кредитования или заработной платы будет скорректирована в недостаточной степени или если возобновится давление на обменный курс. Следует продолжить проведение политики гибкого курсообразования», — сказал глава миссии МВФ.
Хофман также рекомендовал ограничить рост зарплат в 2013 году 12 процентами, что соответствует целевому показателю инфляции.
Российский кредит: модернизация — красивый предлог?
На фоне в целом традиционных рекомендаций МВФ несколько неожиданно прозвучало заявление Хофмана том, что фонд одобряет планы Минска по привлечению государственного кредита России в размере 2 млрд. долларов.
Прежде МВФ, напротив, предостерегал белорусскую сторону от чрезмерного увлечения внешними займами и наращивания внешнего долга.
Однако на этот раз глава миссии фонда сказал: «Любой заем такого рода был бы полезен для Беларуси, потому что он увеличивает объем внешнего финансирования, привлекаемого страной».
Хофман напомнил, что в 2013-2014 годах Беларуси предстоят значительные выплаты по внешнему долгу, в том числе по задолженности перед МВФ (на эти годы приходится пик платежей по кредиту).
«Для того чтобы сохранить и обеспечить необходимую стабильность, мы рекомендуем направлять такого рода средства на наращивание резервов, что позволило бы смягчить влияние от погашения внешних платежей», — добавил Хофман.
Ранее заявлялось, что кредит РФ в размере 2 млрд. долларов в случае его получения правительство планирует направить на модернизацию предприятий промышленности. Но не факт, что так и произойдет, считают аналитики.
«По большому счету, все понимают, что «средства на модернизацию» — это благие пожелания, — отметил в комментарии для БелаПАН финансовый обозреватель Владимир Тарасов. — Неудобно просить деньги на поддержание валютного курса, поэтому говорят «на модернизацию».
Но, по его словам, даже если эти деньги будут направлены на модернизацию, значит, какие-то средства бюджета освободятся для того, чтобы направить их на стабилизацию рынка. «Карман один — и в нем можно все как угодно тасовать», — считает Тарасов.
«МВФ понимает, что главная угроза, которая сейчас висит над экономикой Беларуси, — это финансовая нестабильность на валютном рынке. Для того чтобы худшего не произошло, желательно использовать все ресурсы, которые есть у страны, и один из них — внешнее заимствование. Кредит России позволит Беларуси какое-то время сохранять финансовую стабильность», — добавил Тарасов.
Его предположения подтверждаются недавними высказываниями вице-премьера правительства Петра Прокоповича.
«Внешние заимствования Беларуси будут направлены на проведение модернизации экономики», — сказал Прокопович 22 марта.
И тут же добавил: «Мы привлекаем внешние кредиты, внешние займы для того, чтобы обеспечить стабильность экономики, в том числе и с точки зрения реструктуризации внешней задолженности».
Вице-премьер напомнил, что государственный внешний долг Беларуси на 1 января 2013 года не стал выше, чем был на 1 января 2012 года: он составил 12 млрд. долларов.
По словам Прокоповича, вопрос внешних заимствований заключается прежде всего в их цене. Безусловно, сказал он, Беларусь заинтересована в том, чтобы эта цена была минимальной.
Правительство также использует внутренние возможности для заимствований: отработана система выпуска ценных бумаг для населения. «Будем выпускать ценные бумаги для юридических лиц, использовать другие наши инструменты, чтобы максимально воспользоваться выгодами такого заимствования», — заявил Прокопович.
Эксперт: зачем нужны займы в условиях профицита?
Экс-председатель Нацбанка Станислав Богданкевич вообще не понимает, для чего надо получать внешние займы, когда, если верить властям, у Беларуси профицит бюджета.
«Займы получают, когда не хватает бюджетных доходов для стабилизации экономики. У нас последние годы правительство отчитывается о профиците бюджета, и в то же время растет внешняя задолженность. Как это понимать?», — интересуется эксперт.
Что касается государственных кредитов на модернизацию, то Богданкевич сомневается в их целесообразности: «Разумно ли это — брать кредиты для того, чтобы передавать их промышленности, госсектору? Не думаю. Они сами могут найти такие кредиты и внутри страны, в рамках банковской системы, и вне страны, напрямую».
Если и брать кредиты, то исключительно для увеличения резервов, убежден эксперт.
«У нас сегодня резервы покрывают двухмесячный импорт, а нормой считается, когда они покрывают трехмесячный импорт, — говорит Богданкевич. — Но в данном случае правительство рассчитывает на кредиты, чтобы погасить долги того же МВФ. Речь идет о реструктуризации долга: получат у одних, чтобы погасить у других. В итоге получается, что внешний долг остается на прежнем уровне или растет лишь чуть-чуть, чем и хвалятся правительственные чиновники».
Между тем главная проблема кроется в «крайне неэффективной экономике», уверен профессор Богданкевич. «Растут складские запасы. А ведь можно распродать их, получить деньги — и не надо брать кредиты», — констатировал эксперт.
«Ненаклоняемые» все же вынуждены идти на поклон
Глава Нацбанка Надежда Ермакова недавно заявляла: «Если кто-то думает, что без кредита МВФ наша экономика загнется, то этого не будет».
Однако, судя по всему, деньги нужны до такой степени, что «ненаклоняемому» белорусскому руководству приходится переступить через собственную гордость и вновь просить МВФ о помощи.
Многие аналитики сомневаются в том, что МВФ даст Минску кредит. Даже если правительство разработает привлекательную для кредитора программу макроэкономических реформ.
Эксперты указывают на то, что в 2012 году наблюдалось резкое отступление белорусского руководства от либеральных реформ, которые имели место в 2011-м и помогли вытянуть экономику из глубочайшего кризиса.
Среди таких отступлений эксперты в первую очередь указывают на случаи национализации государством частной собственности зарубежных инвесторов, как это случилось с крупнейшими предприятиями кондитерской отрасли.
Впрочем, помимо экономических факторов есть и политический. Минск давно испортил отношения с рядом стран, имеющих в сумме большой вес в МВФ. И новый кредит вряд ли возможен без политических шагов, главный из которых — освобождение политзаключенных.
Ирина ЛЕВШИНА