Минск просит у Москвы деньги на псевдомодернизацию
23.03.2013 12:25
—
Новости Экономики
Последнее заседание Высшего госсовета (ВГС) Союзного государства не дало ответа на вопрос, получит ли Беларусь российский кредит в 2 млрд. долларов для модернизации предприятий. Впрочем, даже если Минску удастся получить эти деньги, вряд ли они послужат благой цели реформирования закостенелой белорусской экономики. Ведь под модернизацией власти понимают просто техническую замену старого оборудования на новое, отмечают аналитики.
В официальных сообщениях по итогам ВГС о кредите не прозвучало ни слова. Тем не менее, кажется, только ленивый не написал о том, что именно этот вопрос был наиболее важным на переговорах для белорусской стороны.
Белорусская делегация якобы даже привезла в Санкт-Петербург проект кредитного соглашения. Во всяком случае, еженедельник «Белорусы и рынок» за несколько дней до встречи сообщил: документ предусматривает выделение Беларуси государственного кредита РФ в размере 2 млрд. долларов со сроком погашения до 2027 года. Погашение предлагается произвести 40 равными долями и первым платежом в 2018 году.
Москва не спешит расщедриться
То, что тема двухмиллиардного кредита обсуждалась 15 марта Александром Лукашенко и Владимиром Путиным, косвенно подтвердил министр финансов России Антон Силуанов.
«Это переговорная позиция, наши руководители рассматривают этот вопрос», — сказал он журналистам во время встречи двух президентов в формате один на один перед заседанием ВГС.
В то же время, подчеркнул Силуанов, кредит может не понадобиться, если в текущем году Беларусь выполнит свое обещание и приватизирует госимущество на 2,5 миллиарда долларов. «Этого не было сделано», — напомнил глава российского Минфина.
Имеется в виду обязательство, которое Беларусь взяла на себя, чтобы получить стабилизационный кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
В итоге среди десятка документов, подписанных по итогам переговоров в Санкт-Петербурге, кредитного соглашения нет.
Позиция Беларуси была «вообще достаточно смелой» — просить у России 2 млрд. долларов при том, что Москва определила в 1,5 млрд. долларов ущерб своему бюджету от прошлогоднего белорусского экспорта нефтепродуктов под видом растворителей-разбавителей. Такое мнение в комментарии для БелаПАН высказал эксперт по экономике, стратегическому и инновационному менеджменту «Либерального клуба» Антон Болточко. К тому же, подчеркнул он, еще не до конца получен кредит ЕврАзЭС.
По мнению аналитика, Путин, скорее всего, дал понять Лукашенко, что больше дешевых денег Минску ожидать не стоит, и поставил четкое условие: хотите денег — получайте их за товары, активы, передачу госсобственности в российские руки.
К слову, встречаясь с Лукашенко, Путин недвусмысленно напомнил о средствах, которые Москва уже вложила в экономику Беларуси.
«Российский бизнес активно инвестирует в белорусскую экономику, сумма накопленных капиталовложений превышает пять миллиардов долларов. В основном это прямые инвестиции в реальный сектор белорусской экономики, создание новых производств и новых рабочих мест», — заявил российский лидер.
Создание СП: ползучее поглощение?
«Лукашенко откровенно нехотя подходит к теме приватизации или продажи активов в собственность России. Россия, со своей стороны, хотела бы приобрети в собственность все самые «вкусные» белорусские предприятия. Очевидно, что она попытается это сделать путем создания совместных предприятий», — считает эксперт.
«Ведь что такое СП? — продолжил Болточко. — Это когда обе стороны вкладывают деньги в реализацию предприятия, а в дальнейшем оно может перейти в собственность одной из сторон. И вероятнее всего, это будет Россия. Она попытается реализовать приватизацию всех потоков — финансовых, товарных, что, по сути, означает приватизацию самого предприятия. Когда ты владеешь всеми этими потоками, то тебе может быть неважно, какой долей акций ты владеешь».
В конце прошлого года Лукашенко на встрече со студентами рассказал, что Москва готова предоставить Беларуси кредит на модернизацию конкретных предприятий и предлагает белорусской стороне сформировать такой список.
Какой именно список возила на заседание ВГС в Санкт-Петербург белорусская делегация, неизвестно.
Можно предположить, что речь идет о тех предприятиях, которыми интересовался вице-премьер РФ Аркадий Дворкович во время своего визита в Беларусь в феврале. В их числе — МАЗ, «Гродно Азот», «Гомсельмаш», Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).
Минск и Москва будут торговаться дальше
Переговоры по кредиту «не продвинулись ни на шаг вперед, но и ни на шаг назад тоже», сообщила российская газета «КоммерсантЪ».
По ее информации, этот «критически важный для Беларуси» кредит на прошедших переговорах стал темой № 1.
«Условия кредитов, которые Александр Лукашенко получал от России раньше, не были соблюдены Беларусью. Сейчас предоставление кредита обусловлено необходимостью начать в Беларуси масштабную приватизацию госпредприятий, и нет никакой уверенности, что Александр Лукашенко не успокоится по этому поводу, как только получит искомые 2 млрд.», — пишет издание.
Аналитики прогнозируют, что переговоры по кредиту страны-союзницы будут вести в ставшей уже традиционной манере, выторговывая для себя максимально выгодные условия.
Москва наверняка станет выбивать из Минска согласие на продажу предприятий, интересующих российский бизнес.
Белорусские переговорщики, скорее всего, «поломаются» приличия ради, но в итоге согласятся на условия россиян, потому как выхода у них не будет. Деньги властям нужны, причем быстро.
Белорусская экономика: не в коня корм
По прогнозам ряда аналитиков, модернизация, о которой сейчас так много говорят на разных уровнях, станет одним из ключевых пунктов предвыборной программы Лукашенко на выборах 2015 года. Поэтому глава государства сделает все возможное для того, чтобы найти деньги на ее проведение.
Между тем есть серьезные сомнения по поводу того, что кредит, заявленный под модернизацию, будет эффективно использован.
Бывший руководитель Нацбанка Станислав Богданкевич обращает внимание на красноречивые цифры из недавнего доклада министра экономики Николая Снопкова на заседании правительства. А именно: за последние семь лет в экономику инвестировали 31,5 млрд. долларов, а отдача в виде добавленной стоимости составила лишь 19,2 млрд. долларов.
«Почему мы не видим отдачи? Потому что белорусская экономическая модель неэффективна. И пока она будет оставаться такой, никакие кредиты не принесут ожидаемых результатов», — убежден профессор Богданкевич.
Модернизацию власти понимают примитивно, имея в виду прежде всего технологическое переоснащение производства.
Свидетельство тому — высказывание Лукашенко на пресс-конференции 15 января: «Что такое модернизация? Надо отремонтировать цех и поставить новое оборудование. Вот потеплеет немного весной — и начнем модернизацию».
На такую модернизацию деньги, конечно, найти можно — у той же России.
«А что дальше? Эти средства освоят к концу 2013 года, в 2014-м — отчитаются о проведении «модернизации», чтобы в 2015-м, перед президентскими выборами, Александр Лукашенко, выступая на очередном Всебелорусском собрании, рассказал об успешно проведенной модернизации», — прогнозирует эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко.
На истинную модернизацию, которая предусматривала бы переход к новой модели управления экономикой, нынешняя власть не способна.
Что же касается России, то у нее в Беларуси свои интересы, далекие от либерализации экономики.
Ирина ЛЕВШИНА