Белорусы стали пить меньше пива и больше кваса
19.03.2013 08:52
—
Новости Экономики
Увидим ли мы в магазинах квас с добавкой хрена и будут ли за границей пить пиво, разработанное в Беларуси? OPEN.BY заглянул под крышечку.
Несмотря на то, что, казалось бы, с каждым годом пива белорусы пьют все больше и больше, по итогам 2012 года пивная отрасль показала спад: отечественный рынок сократился с 496.106,3 млн литров пива в год до 482.317,1 млн л, или почти на 2,8%. Директор ОАО "Лидское пиво" Аудриус Микшис среди основных причин этого явления называет такие: рост акцизов на пиво в 3 раза за 2012 год и возросший импорт российского и украинского пива. На наш вопрос о том, повлиял ли на спад потребления запрет на распитие пива в общественных местах, директор по маркетингу компании Людмила Лыткина отмечает, что теоретически такое влияние могло быть, но оно маловероятно. Что ж, нет так нет. Интереснее то, что среди всех пивоваренных заводов Беларуси только "Лидское пиво" показало рост: доля рынка увеличилась с 12,7% до 13,6%. При этом внутри страны продали лишь на 4,1% больше, чем годом ранее, зато экспорт увеличился аж на 52,9%. Не менее интересно и то, что рост продаж нельзя обусловить низкой ценой напитка: по словам гендиректора, среди всех белорусских заводов самые высокие цены у "Аливарии", цены на "Лидское" в среднем на 3% ниже, "Крыніца" и Heineken ("Бобров") продают свой продукт еще на 10% дешевле "Лидского".
"Лидское пиво" входит в концерн OLVI, что позволило укрепить экспортно-импортные связи. Выше мы отметили, что компания более чем наполовину увеличила экспорт пива в прошлом году по сравнению с 2011-м, но при этом надо отметить, что в Литву "Лидское" перестали продавать, зато передали на литовские заводы лицензии на производство пива и кваса. С февраля прошлого года в Беларуси начали по лицензии выпускать эстонское пиво A. Le Coq Pils, а в этом году лидские пивовары вывели на рынок легкое финское пиво Sandels. Аудриус Микшис говорит, что в Беларуси темные сорта имеют небольшие доли продаж, и основной спрос приходится на более легкое, светлое пиво. И для собственного, и для лицензионного пива используется отечественный солод, который по качеству не уступает зарубежному, но обходится дешевле; а хмель частично закупают малоритский, а частично - немецкий.
Однако не стоит думать, что отечественный рынок заполоняют только иностранные "клоны". С этого года на пивзаводе начали выпускать пиво марки Koronet - его рецептуру разработал в Беларуси выпускник Скандинавской школы пивоварения Дмитрий Ничипор. Теперь это пиво с горчинкой будет не только продаваться у нас в стране, но и, вероятно, выпускаться по лицензии на заграничных заводах концерна OLVI. Любопытно также и то, что объем стеклянной бутылки, в которую разливается это пиво, составляет 1 пинту - 0,568 л (имеется в виду имперская, или британская пинта).
Что касается объемов бутылок, то на "Лидском" пластиковую тару в 0,75 л решили заменить на 1-литровые бутылки для всех сортов, кроме Premium. Практика показывает, что такими малыми объемами покупатели уже не удовлетворяются. Однако существует и такая точка зрения: мол, народ специально спаивают, предлагая им большие бутылки. Некоторые пивзаводы предлагают потребителям пиво в очень больших бутылках - объемом 2,5 и даже 3 литра. Людмила Лыткина поясняет: потребление алкоголя на душу населения в Беларуси примерно одинаковое из года в год, и если белорусы начинают больше пить пива, то при этом снижается потребление водки, и наоборот. Так что вряд ли можно утверждать, что из-за больших бутылок люди спаиваются быстрее. Как правило, большие бутылки берут не для того, чтобы больше влить в себя одного, а чтобы хватило на всю компанию. А если не успевают распить всю бутылку - то пиво выдыхается, и его остатки выливают. Словом, якобы бояться нечего.
Мы поинтересовались другими видами "вареных" и "броженых" напитков. В частности, сбитнем (напиток из меда, патоки и пряностей), медовухой (мед, хмель и пряности), имбирным элем (имбирь, сахар, дрожжи, специи - эль не содержит алкоголя и в некоторых странах продается даже детям). На лидском заводе их пока выпускать не планируется: во-первых, в Беларуси на такие напитки незначительный спрос, а, во-вторых, производство их требует внедрения новых технологий и расширения производственных мощностей. Иными словами: эти экзотические виды напитков пока негде варить.
А теперь поговорим о квасе. В отличие от пивного рынка, рынок кваса за минувший год вырос на те же 2,8%, на которые упали продажи пива! Всего в 2012-м в стране было продано около 58 миллионов литров кваса. Почти две трети рынка квасов натурального брожения принадлежат "Лидскому" (внутренние продажи выросли на 11%, а экспорт - аж на 92,8%). Впрочем, в Беларуси натуральные квасы выпускают еще лишь на заводе "Крыніца" ("Старажытнае"), бобруйском пивзаводе "Сябар"/"Хайнекен" ("Хатні"), полоцком пивзаводе ("Славянский") и "Гомельхлебпроме" ("Жытнёвы спас"). Пожалуй, все. Кваса производится в 8 раз меньше, чем пива! Квас - это очень сезонный напиток, который массово поглощают летом и почти не пьют зимой. Так, пик продаж в 2012-м пришелся на август, а в сентябре потребление упало на 20%, в октябре - еще на 30%. Но только за счет большого задела продаж в весеннее-летние месяцы отрасли в целом удалось остаться в плюсе. И, конечно, уровень продаж сильно зависит от того, горячим или холодным выдалось лето.
С десяток лет назад, когда натуральный квас брожения в Беларуси продавался только зарубежный ("Очаковский", "Першинъ"), отечественные компании выпускали лишь газированный квас, далекий по вкусу от натурального. Но при этом некоторые заводы делали газированные квасы с интересными и очень приятными вкусовыми добавками. Так, "Лидское пиво" продавало квас "Монастырский" с ароматами меда, перца, укропа и даже хрена. А "Крыніца" предлагала квасные напитки с ароматами мяты, перца, пряностей и альпийских трав. Мы поинтересовались у лидских представителей, будут ли они выпускать нечто похожее, но только не газировку, а настоящий квас брожения? Людмила Лыткина ответила, что конкретно с этими вкусами не будут, но в ближайшие годы собираются предложить покупателю новые интересные вкусовые варианты. Кстати, еще несколько лет назад бобруйские пивовары варили оригинальный квас брожения "Buzz" с маслом лайма. Пожалуй, это был первый и пока единственный настоящий квас со вкусовыми добавками.
Александр Лычавко, OPEN.BY
Несмотря на то, что, казалось бы, с каждым годом пива белорусы пьют все больше и больше, по итогам 2012 года пивная отрасль показала спад: отечественный рынок сократился с 496.106,3 млн литров пива в год до 482.317,1 млн л, или почти на 2,8%. Директор ОАО "Лидское пиво" Аудриус Микшис среди основных причин этого явления называет такие: рост акцизов на пиво в 3 раза за 2012 год и возросший импорт российского и украинского пива. На наш вопрос о том, повлиял ли на спад потребления запрет на распитие пива в общественных местах, директор по маркетингу компании Людмила Лыткина отмечает, что теоретически такое влияние могло быть, но оно маловероятно. Что ж, нет так нет. Интереснее то, что среди всех пивоваренных заводов Беларуси только "Лидское пиво" показало рост: доля рынка увеличилась с 12,7% до 13,6%. При этом внутри страны продали лишь на 4,1% больше, чем годом ранее, зато экспорт увеличился аж на 52,9%. Не менее интересно и то, что рост продаж нельзя обусловить низкой ценой напитка: по словам гендиректора, среди всех белорусских заводов самые высокие цены у "Аливарии", цены на "Лидское" в среднем на 3% ниже, "Крыніца" и Heineken ("Бобров") продают свой продукт еще на 10% дешевле "Лидского".
"Лидское пиво" входит в концерн OLVI, что позволило укрепить экспортно-импортные связи. Выше мы отметили, что компания более чем наполовину увеличила экспорт пива в прошлом году по сравнению с 2011-м, но при этом надо отметить, что в Литву "Лидское" перестали продавать, зато передали на литовские заводы лицензии на производство пива и кваса. С февраля прошлого года в Беларуси начали по лицензии выпускать эстонское пиво A. Le Coq Pils, а в этом году лидские пивовары вывели на рынок легкое финское пиво Sandels. Аудриус Микшис говорит, что в Беларуси темные сорта имеют небольшие доли продаж, и основной спрос приходится на более легкое, светлое пиво. И для собственного, и для лицензионного пива используется отечественный солод, который по качеству не уступает зарубежному, но обходится дешевле; а хмель частично закупают малоритский, а частично - немецкий.
Однако не стоит думать, что отечественный рынок заполоняют только иностранные "клоны". С этого года на пивзаводе начали выпускать пиво марки Koronet - его рецептуру разработал в Беларуси выпускник Скандинавской школы пивоварения Дмитрий Ничипор. Теперь это пиво с горчинкой будет не только продаваться у нас в стране, но и, вероятно, выпускаться по лицензии на заграничных заводах концерна OLVI. Любопытно также и то, что объем стеклянной бутылки, в которую разливается это пиво, составляет 1 пинту - 0,568 л (имеется в виду имперская, или британская пинта).
Что касается объемов бутылок, то на "Лидском" пластиковую тару в 0,75 л решили заменить на 1-литровые бутылки для всех сортов, кроме Premium. Практика показывает, что такими малыми объемами покупатели уже не удовлетворяются. Однако существует и такая точка зрения: мол, народ специально спаивают, предлагая им большие бутылки. Некоторые пивзаводы предлагают потребителям пиво в очень больших бутылках - объемом 2,5 и даже 3 литра. Людмила Лыткина поясняет: потребление алкоголя на душу населения в Беларуси примерно одинаковое из года в год, и если белорусы начинают больше пить пива, то при этом снижается потребление водки, и наоборот. Так что вряд ли можно утверждать, что из-за больших бутылок люди спаиваются быстрее. Как правило, большие бутылки берут не для того, чтобы больше влить в себя одного, а чтобы хватило на всю компанию. А если не успевают распить всю бутылку - то пиво выдыхается, и его остатки выливают. Словом, якобы бояться нечего.
Мы поинтересовались другими видами "вареных" и "броженых" напитков. В частности, сбитнем (напиток из меда, патоки и пряностей), медовухой (мед, хмель и пряности), имбирным элем (имбирь, сахар, дрожжи, специи - эль не содержит алкоголя и в некоторых странах продается даже детям). На лидском заводе их пока выпускать не планируется: во-первых, в Беларуси на такие напитки незначительный спрос, а, во-вторых, производство их требует внедрения новых технологий и расширения производственных мощностей. Иными словами: эти экзотические виды напитков пока негде варить.
А теперь поговорим о квасе. В отличие от пивного рынка, рынок кваса за минувший год вырос на те же 2,8%, на которые упали продажи пива! Всего в 2012-м в стране было продано около 58 миллионов литров кваса. Почти две трети рынка квасов натурального брожения принадлежат "Лидскому" (внутренние продажи выросли на 11%, а экспорт - аж на 92,8%). Впрочем, в Беларуси натуральные квасы выпускают еще лишь на заводе "Крыніца" ("Старажытнае"), бобруйском пивзаводе "Сябар"/"Хайнекен" ("Хатні"), полоцком пивзаводе ("Славянский") и "Гомельхлебпроме" ("Жытнёвы спас"). Пожалуй, все. Кваса производится в 8 раз меньше, чем пива! Квас - это очень сезонный напиток, который массово поглощают летом и почти не пьют зимой. Так, пик продаж в 2012-м пришелся на август, а в сентябре потребление упало на 20%, в октябре - еще на 30%. Но только за счет большого задела продаж в весеннее-летние месяцы отрасли в целом удалось остаться в плюсе. И, конечно, уровень продаж сильно зависит от того, горячим или холодным выдалось лето.
С десяток лет назад, когда натуральный квас брожения в Беларуси продавался только зарубежный ("Очаковский", "Першинъ"), отечественные компании выпускали лишь газированный квас, далекий по вкусу от натурального. Но при этом некоторые заводы делали газированные квасы с интересными и очень приятными вкусовыми добавками. Так, "Лидское пиво" продавало квас "Монастырский" с ароматами меда, перца, укропа и даже хрена. А "Крыніца" предлагала квасные напитки с ароматами мяты, перца, пряностей и альпийских трав. Мы поинтересовались у лидских представителей, будут ли они выпускать нечто похожее, но только не газировку, а настоящий квас брожения? Людмила Лыткина ответила, что конкретно с этими вкусами не будут, но в ближайшие годы собираются предложить покупателю новые интересные вкусовые варианты. Кстати, еще несколько лет назад бобруйские пивовары варили оригинальный квас брожения "Buzz" с маслом лайма. Пожалуй, это был первый и пока единственный настоящий квас со вкусовыми добавками.
Александр Лычавко, OPEN.BY