Дожимать Минск по вопросу объединения активов Москва будет осторожно
На заседании Высшего госсовета Союзного государства в Санкт-Петербурге 15 марта Александр Лукашенко демонстрировал оптимизм по поводу двусторонних экономических проектов, касающихся создания совместных предприятий. «Я думаю, что в этом году мы можем емкое слово сказать и по всем этим направлениям», — заявил белорусский президент после заседания Высшего госсовета. Эксперты же отмечают, что здесь не все так гладко. Минск явно не торопится отдавать активы.
14 марта замдиректора Фонда госимущества Госкомитета по имуществу Беларуси Петр Лукьянов заявил, что Беларусь и Россия будут создавать совместные предприятия путем взаимного обмена активами. Он также сообщил, что на встрече 11-12 марта в Москве первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко и вице-премьер России Аркадий Дворкович решили до конца марта выработать стратегии объединения белорусских и российских предприятий.
Среди названных потенциальных СП — объединения ОАО «Гродно Азот» с ОАО «МХК «ЕвроХим», ПО «Гомсельмаш» с ОАО «Ростсельмаш», ОАО «Минский завод колесных тягачей» с российским оборонно-промышленным комплексом, ОАО «Интеграл» с ОАО «Российская электроника», а также холдинг ОАО «Росбелавто» на основе объединения ОАО «КамАЗ» и ОАО «МАЗ». Конвейер последнего Дворкович даже посетил лично около месяца назад, подчеркнув «огромный потенциал в промышленной кооперации».
«Известно, что создание совместных производств с российскими предприятиями — это условие для получения Беларусью кредитов и подписания топливного баланса», — отмечает обозреватель газеты «Белорусы и рынок» Александр Алесин.
МАЗ — КамАЗ: что получит Беларусь?
Переговоры об объединении этих двух предприятий начались не вчера — еще в 2010 году от ОАО «КамАЗ» поступило предложение о создании совместного предприятия с белорусским МАЗом. Однако пока переговоры мало к чему привели.
Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко кивает на российскую сторону, которая, по его словам, пытается пересмотреть рыночную оценку ОАО «МАЗ».
Александр Лукашенко вообще заявлял, что не видит экономической целесообразности в слиянии Минского автозавода с российским КамАЗом. В конце прошлого года на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко глава государства заявил: «Во имя чего? КамАЗ что, инвестировать будет в программу на полмиллиарда долларов на МАЗе? Нет, КамАЗ инвестировать не будет. Объясните мне, что дает эта приватизация? Никто объяснить не может».
Однако не исключено, что мнение Лукашенко относительно этого СП накануне Высшего госсовета Союзного государства могло и измениться. Ведь от создания СП может зависеть судьба кредита в два миллиарда долларов, который Минск просит у Москвы на экономическую модернизацию. В частности, особый интерес к перспективам альянса МАЗ — КамАЗ проявляет Путин, и эта тема вновь прозвучала из его уст 15 марта в Санкт-Петербурге.
Между тем, по утверждениям экспертов, для ОАО «МАЗ» очевидных экономических преимуществ в объединении с ОАО «КамАЗ» нет, кроме разве что закрепления на российском рынке и согласованной ценовой политики.
«Но эта позиция уязвима для критики, потому что по некоторым видам продукции МАЗ и КамАЗ являются конкурентами, а зарабатывать хотят все», — отмечает директор маркетинговой и PR-компании ООО «Агентство деловых связей» Валентин Лопан.
Выгоды же слияния для КамАЗа более чем очевидны. Прежде всего, говорят эксперты, предприятие заинтересовано в поставках на МАЗ своих комплектующих, а также в белорусских научно-технических достижениях и квалифицированных конструкторских кадрах, которые из России давно разбежались.
Более того, объединение с Минском автозаводом даст КамАЗу шанс повысить рыночную оценку своих акций, чтобы подороже продать их немецкому автоконцерну Daimler.
У Лукашенко тоже есть козыри
По мнению Александра Алесина, Беларусь выступает показательным примером интеграции для постсоветских стран, прежде всего для Украины. Поэтому, подчеркивает эксперт, особенно сильного нажима в вопросе создания СП с российской стороны не будет, «чтобы не спугнуть остальных участников интеграционных процессов».
Не стоит забывать и о немного выцветшем, но не потерявшем значения аргументе — геополитическом положении Беларуси. С учетом намерений НАТО создать систему ЕвроПРО в Центральной и Восточной Европе Россия особенно заинтересована в преданном союзнике.
Эксперты соглашаются: на осколках советской экономической системы интеграция нужна. «Здесь рынки сбыта — там предприятия, здесь сырье — там заводы» — подобная формула привязывает страны одну к другой гораздо крепче «братской любви» и «Славянского базара».
В контексте вступления России в ВТО выгоднее и легче работается более крупным предприятиям, которые могут уменьшить издержки и провести модернизацию. «Я не стал бы рассматривать как страшную угрозу экспансию российских предприятий, если она будет в виде модернизации. Если деньги вкладываются сюда, все равно они предприятие не увезут. Хуже, если российский собственник не будет ничего вкладывать», — считает Алесин.
«В конце концов, взаимная заинтересованность заставит стороны прийти к соглашению. Вопрос в том, кто кому навяжет свою волю в большей степени и получит большую выгоду. Мы, наверно, в чем-то выиграем, в чем-то проиграем. Главное — сохранить научно-технический потенциал», — считает аналитик.
По мнению Алесина, «Россия будет действовать осторожно. Будет торг. Достаточно жесткий торг. И, надо сказать, здесь у Лукашенко есть неплохие козыри».
Анна АФОНИНА