Школа бизнеса. Профессионалам нужны не только заработки, но и великие идеи
13.03.2013 08:45
—
Новости Экономики
Школа бизнеса. Профессионалам нужны не только заработки, но и великие идеи

Развитие бизнеса в западных странах в последние десятилетия явно свидетельсвует о смене приоритетов. Относительно недавно предприятия делали ставку на станки и оборудование, но теперь акцент перемещается в сторону нематериальных активов. Итогом становится неуклонный рост доли наукоемкого бизнеса в ВВП развитых стран. К примеру, в странах Скандинавии его доля с 1980 года по настоящее время увеличилась с 10% до 40%, и продолжает расти за счет новых отраслей.
"Сегодня самыми большими возможностями располагают интеллектуальные компании. Основную роль в создании в них ценности играет человек. Интеллектуальные компании генерируют новые знания, на основе которых создают новые товары и услуги. Они также обеспечивают инновационный бизнес качественными дизайнерскими, инжиниринговыми, юридическими и прочими услугами", - говорит руководитель направления бизнес-симуляций Бизнес-школы ИПМ Алексей Искорцев.
Несомненно, для роста инновационного потенциала предприятий необходимы квалифицированные специалисты. Это стало понятно уже в конце 1990-х годов, когда западные эксперты начали предрекать войну бизнесов за технические таланты. Однако помимо профессионалов, в современном бизнесе важны и другие нематериальные активы – среди них устойчивая репутация, уникальные бизнес-процессы, патенты, лицензии, наличие привлекательного бренда и обширной клиентской базы.
"Сильные сотрудники создают сильное предложение, способное привлечь клиентов. А лояльные клиенты дают компании не только деньги, но и заинтересованную обратную связь, новые идеи, знания. Они прощают сильному бренду ошибки, неизбежные в бизнесе, и помогают сделать продукт лучше", - рассказал TUT.BY директор автоцентра "Атлант-М Британия" Виктор Леонов.
К преимуществам интеллектуального бизнеса также относятся более высокая доходность, которую приносит основанный на знаниях продукт, высокая рыночная стоимость компании, намного превосходящая балансовую стоимость ее материальных активов. При этом определенная сложность заключается в том, что ценность нематериальных активов бывает сложно выразить в денежном эквиваленте.
"При оценке инвестиций в интеллектуальную компанию, как и любых других инвестиций, определяется отдача на вложенный капитал. Со вложенным капиталом определиться относительно просто. Сложнее определить отдачу. В интеллектуальной компании она, как правило, многомерна и трудноопределима. Например, отдача от изобретения зависит как от эффективности внедрения новшеств в самой компании, так и от действий конкурентов. И при этом получение отдачи значительно растянуто во времени", - говорит директор Центра развития финансового менеджмента Международного института бизнеса (Киев) Михаил Сорокин. Еще один очевидный пример связан с тем, что компания вряд ли сможет получить банковский кредит под залог своей сильной команды или хороших отношений с клиентами. Но с другой стороны, как отметил Алексей Искорцев, у интеллектуальных компаний, как правило, меньше потребностей в финансировании. Например, предприятия, специализирующиеся на сервисе, часто стартуют с нулевыми инвестициями или с минимальной помощью инвесторов.
Могут ли белорусские компании приблизиться к мировым лидерам в сфере инноваций? В качестве первого шага специалисты рекомендуют сделать ставку на таланты и умения сотрудников. "Для начала необходимо понять, что незаменимые люди в вашей компании есть", – подчеркнул Михаил Сорокин. Как отметил Алексей Искорцев, "собственник интеллектуальной компании должен постоянно помнить о том, что самые ценные активы ему полностью не принадлежат". К примеру, конкурентное преимущество сильной юридической компании – высокий уровень обслуживания клиентов. Но стоит хорошему юристу уволиться или заболеть, оказывается, что заменить его – некем. Та же проблема – с клиентской базой: в любой момент клиенты могут уйти к более сильному конкуренту. Выходит, главные риски интеллектуальной компании связаны с ее же главными возможностями. А чтобы удержать сотрудников и клиентов, компания должна давать им то, чего они хотят.
При этом следует отметить, что сегодня в случае сотрудников проблема сводится не только к деньгам. Многие белорусские компании, переманивая друг у друга лучших специалистов, уже сегодня втянулись в "зарплатные войны". Но ведь невозможно до бесконечности раздувать оклады, бонусы и социальный пакет. Должны действовать и стимулы другого рода. В связи с этим Виктор Леонов вспомнил историю советских времен. Американского журналиста пустили в закрытый НИИ сделать репортаж. В коридоре он столкнулся с уборщицей и спросил ее: "Что вы здесь делаете?" Уборщица с гордостью ответила: "Мы строим космический корабль!".
"Компания должна предложить своим сотрудникам значимый проект, знаковое дело, великую идею. Настоящих профессионалов сегодня притягивают большие идеи. Они готовы их воплощать не только ради заработка, но и ради ощущения причастности к делу, которое меняет жизнь вокруг", - подытожил Виктор Леонов.