Российские нефтяники просят монополию на белорусском рынке
25.02.2013 11:05
—
Новости Экономики
Российские нефтяники просят монополию на белорусском рынке
По информации "Известий", пять крупнейших российских нефтяных компаний попросили президента России закрепить за ними монопольное право поставок нефти в Беларусь. Экспорт в соседнюю республику — одно из самых рентабельных направлений бизнеса российских компаний. При возникновении конкуренции между отечественными поставщиками белорусы получат дополнительный козырь для выбивания преференций от России. Это может обернутся миллиардными убытками для казны, утверждают крупнейшие корпорации. В такой сценарий не верят Минэнерго и ФАС, выступившие за свободную конкуренцию между отечественными компаниями. Окончательное решение останется за президентом РФ.
В декабре главы "Сургутнефтегаза", "Газпромнефти", "ТНК-ВР Холдинга", "Роснефти", и "Лукойла" обратились с письмом президенту Владимиру Путину.
— Они попросили закрепить за их компаниями право экспортных поставок нефти в Беларусь (в том числе для переработки на НПЗ). Для этого предлагается внести соответствующие поправки в действующее законодательство. Другие российские компании, таким образом, права экспортных поставок нефти в соседнюю республику лишатся, — рассказал представитель одной из компаний. В ФАС подтвердили "Известиям" наличие инициативы пяти нефтяных компаний. Администрация президента, прежде чем принять решение, запросила мнение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэнерго.
В настоящий момент экспорт черного золота в Беларусь является один из самых привлекательных направлений поставок для российских компаний. Прибыль, которую здесь удается заработать нефтяникам, действительна велика, говорит начальник аналитического отдела ИК "Церих Капитал" Николай Подлевских.
Это подтверждают и сами нефтяники, мнение которых дополнительно запросило Минэнерго. Так, "Лукойл" сообщил, что в 2012 году поставил в Беларусь 4,4 млн т нефти: 1,6 млн т — на Мозырский НПЗ, 2,8 млн — на Новополоцкий НПЗ. Средняя эффективность таких поставок дополнительно обеспечила $12–14 на каждой тонне по сравнению с нефтью, продаваемой через российские порты. Кроме того, 50% поставок компания направляла на переработку. Прибыльность давальческой схемы составляла $30 на тонну. Обладая собственной сбытовой сетью в Беларуси, "Лукойл" увеличивал маржу еще более чем на $14. Таким образом, общий валовой доход давальческой схемы переработки оценивается компанией свыше $56 на тонне (доходность нефтепродуктов Мозырского НПЗ на $12 на тонну выше, чем у Новополоцкого завода).
В письме к Минэнерго крупнейшие нефтяники дополнительно разъяснили свое предложение. Так, в "Газпром нефти" считают, что конкуренция с другими российскими компаниями за график поставок, утверждаемый Минэнерго, даст белорусской стороне "аргумент для изменения ценовой формулы и снижения цен поставки/ценовой премии".
Снижение цен на 300 рублей за тонну при объеме поставок 20 млн т приведет к потерям для компаний на уровне 6 млрд рублей. Прямые убытки российского бюджета (недополученный налог на прибыль) составит более 1,2 млрд рублей. Расчеты ТНК-ВР чуть менее скромные — при снижении стоимости тонны нефти, направляемой в соседнюю Республику, на $1, бюджетные потери составят $0,16. При объеме в 18 млн т в год казна недосчитается $2,88 млн.
Кроме того, развитие конкуренции ставит под угрозу гарантированные поставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ, отметили в "Газпром нефти". При этом уже в 2013 году дефицит бензинов в России может достичь 1,2 млн т. Это станет причиной роста цен на топливо на внутреннем рынке, предупреждает "Газпром нефть". Пятерых крупнейших игроков поддержала и транспортная монополия — "Транснефть". Она высказалась за возврат к практике выделения экспортного графика в пользу пяти обратившихся компаний, как это было во II–III кварталах прошлого года.
Ранее было протокольное решение правительства о том, что поставки должны быть экономически обоснованы и осуществляться в интересах не только Белоруссии, но и России, рассказал источник известий в "Транснефти". Потребности самой республики составляют 6 млн т, но Беларусь хочет перерабатывать значительный объем нефти — речь идет и о 15 млн, и о 20 млн, и даже о 23 млн т. При этом в республике возникает профицит бензина, которые она не возвращает в Россию, а продает другим странам. Это не только лишает бюджет пошлинных платежей, но и нарушает всю рыночную ситуацию в соседних странах — га Украине, в Польше. Это ущемляет интересы российских компаний, говорит собеседник. Для наведения порядка ранее и было принято решение установить жесткий контроль за объемами поставок нефти. Круг "избранных" был определен пятью компаниями, добиться единой ценовой политики от 20 структур попросту невозможно, поясняет источник. Стоит отметить, что Россия и Беларусь пока договорились лишь об объеме поставок на I квартал этого года — около 5,8 млн т, поставки на три последующих квартала еще являются предметом переговоров.
Впрочем, позиция "Роснефти", "Сургутнефтегаза", "Газпромнефти", "ТНК-ВР Холдинга" и "Лукойла" не нашла поддержки в Минэнерго и ФАС. В письме нефтяникам, а также в ответе, направленном в администрацию президента (есть в распоряжении "Известий"), ведомства сообщили, что считают изменения "нецелесообразными". В настоящий момент прием нефти в трубопроводы осуществляется в рамках правительственного постановления "О недискриминационном доступе…", утвержденном в марте 2011 года. Экспортные поставки осуществляются по тем же принципам и направлены на создание равных условий для всех игроков. Предоставление преференций идет в разрез с антимонопольным законодательством, отмечают в ФАС. Кроме того, Минэнерго получило ответы от "Русснефти", "Татнефти" и "Башнефти". Компании гарантировали выполнение графика, разрабатываемого министерством, по цене, утверждаемой межгосударственным протоколом об условиях поставок нефти в Белоруссию. Официальные представители нефтяных компаний и Минэнерго от комментариев отказались.
Равный доступ на белорусский рынок является "палкой о двух концах", говорит Николай Подлевских. С одной стороны, нужно соблюдать рыночные принципы для российских компаний. С другой — Белоруссия и так получает значительные преференции от крупнейших российских нефтяных компаний. Реализовать небольшие объемы средним игрокам рынка будет значительно проще, но это может "испортить игру" не только "гигантам", но и государству, отмечает эксперт. В настоящий момент Минэнерго направило свою позицию, согласованную с ФАС, в администрацию президента, где, вероятно, и будет приниматься окончательное решение.
В декабре главы "Сургутнефтегаза", "Газпромнефти", "ТНК-ВР Холдинга", "Роснефти", и "Лукойла" обратились с письмом президенту Владимиру Путину.
— Они попросили закрепить за их компаниями право экспортных поставок нефти в Беларусь (в том числе для переработки на НПЗ). Для этого предлагается внести соответствующие поправки в действующее законодательство. Другие российские компании, таким образом, права экспортных поставок нефти в соседнюю республику лишатся, — рассказал представитель одной из компаний. В ФАС подтвердили "Известиям" наличие инициативы пяти нефтяных компаний. Администрация президента, прежде чем принять решение, запросила мнение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэнерго.
В настоящий момент экспорт черного золота в Беларусь является один из самых привлекательных направлений поставок для российских компаний. Прибыль, которую здесь удается заработать нефтяникам, действительна велика, говорит начальник аналитического отдела ИК "Церих Капитал" Николай Подлевских.
Это подтверждают и сами нефтяники, мнение которых дополнительно запросило Минэнерго. Так, "Лукойл" сообщил, что в 2012 году поставил в Беларусь 4,4 млн т нефти: 1,6 млн т — на Мозырский НПЗ, 2,8 млн — на Новополоцкий НПЗ. Средняя эффективность таких поставок дополнительно обеспечила $12–14 на каждой тонне по сравнению с нефтью, продаваемой через российские порты. Кроме того, 50% поставок компания направляла на переработку. Прибыльность давальческой схемы составляла $30 на тонну. Обладая собственной сбытовой сетью в Беларуси, "Лукойл" увеличивал маржу еще более чем на $14. Таким образом, общий валовой доход давальческой схемы переработки оценивается компанией свыше $56 на тонне (доходность нефтепродуктов Мозырского НПЗ на $12 на тонну выше, чем у Новополоцкого завода).
В письме к Минэнерго крупнейшие нефтяники дополнительно разъяснили свое предложение. Так, в "Газпром нефти" считают, что конкуренция с другими российскими компаниями за график поставок, утверждаемый Минэнерго, даст белорусской стороне "аргумент для изменения ценовой формулы и снижения цен поставки/ценовой премии".
Снижение цен на 300 рублей за тонну при объеме поставок 20 млн т приведет к потерям для компаний на уровне 6 млрд рублей. Прямые убытки российского бюджета (недополученный налог на прибыль) составит более 1,2 млрд рублей. Расчеты ТНК-ВР чуть менее скромные — при снижении стоимости тонны нефти, направляемой в соседнюю Республику, на $1, бюджетные потери составят $0,16. При объеме в 18 млн т в год казна недосчитается $2,88 млн.
Кроме того, развитие конкуренции ставит под угрозу гарантированные поставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ, отметили в "Газпром нефти". При этом уже в 2013 году дефицит бензинов в России может достичь 1,2 млн т. Это станет причиной роста цен на топливо на внутреннем рынке, предупреждает "Газпром нефть". Пятерых крупнейших игроков поддержала и транспортная монополия — "Транснефть". Она высказалась за возврат к практике выделения экспортного графика в пользу пяти обратившихся компаний, как это было во II–III кварталах прошлого года.
Ранее было протокольное решение правительства о том, что поставки должны быть экономически обоснованы и осуществляться в интересах не только Белоруссии, но и России, рассказал источник известий в "Транснефти". Потребности самой республики составляют 6 млн т, но Беларусь хочет перерабатывать значительный объем нефти — речь идет и о 15 млн, и о 20 млн, и даже о 23 млн т. При этом в республике возникает профицит бензина, которые она не возвращает в Россию, а продает другим странам. Это не только лишает бюджет пошлинных платежей, но и нарушает всю рыночную ситуацию в соседних странах — га Украине, в Польше. Это ущемляет интересы российских компаний, говорит собеседник. Для наведения порядка ранее и было принято решение установить жесткий контроль за объемами поставок нефти. Круг "избранных" был определен пятью компаниями, добиться единой ценовой политики от 20 структур попросту невозможно, поясняет источник. Стоит отметить, что Россия и Беларусь пока договорились лишь об объеме поставок на I квартал этого года — около 5,8 млн т, поставки на три последующих квартала еще являются предметом переговоров.
Впрочем, позиция "Роснефти", "Сургутнефтегаза", "Газпромнефти", "ТНК-ВР Холдинга" и "Лукойла" не нашла поддержки в Минэнерго и ФАС. В письме нефтяникам, а также в ответе, направленном в администрацию президента (есть в распоряжении "Известий"), ведомства сообщили, что считают изменения "нецелесообразными". В настоящий момент прием нефти в трубопроводы осуществляется в рамках правительственного постановления "О недискриминационном доступе…", утвержденном в марте 2011 года. Экспортные поставки осуществляются по тем же принципам и направлены на создание равных условий для всех игроков. Предоставление преференций идет в разрез с антимонопольным законодательством, отмечают в ФАС. Кроме того, Минэнерго получило ответы от "Русснефти", "Татнефти" и "Башнефти". Компании гарантировали выполнение графика, разрабатываемого министерством, по цене, утверждаемой межгосударственным протоколом об условиях поставок нефти в Белоруссию. Официальные представители нефтяных компаний и Минэнерго от комментариев отказались.
Равный доступ на белорусский рынок является "палкой о двух концах", говорит Николай Подлевских. С одной стороны, нужно соблюдать рыночные принципы для российских компаний. С другой — Белоруссия и так получает значительные преференции от крупнейших российских нефтяных компаний. Реализовать небольшие объемы средним игрокам рынка будет значительно проще, но это может "испортить игру" не только "гигантам", но и государству, отмечает эксперт. В настоящий момент Минэнерго направило свою позицию, согласованную с ФАС, в администрацию президента, где, вероятно, и будет приниматься окончательное решение.