Пенсионная реформа неизбежна. Власти о ней уже думают
Распределительная пенсионная система, существующая в Беларуси, нуждается в реформировании. В позапрошлом году к такому выводу пришли эксперты Всемирного банка, а сегодня уже и власти, по информации Naviny.by, задумываются о реформировании пенсионной системы. И это понятно: неблагоприятная демографическая тенденция, наметившаяся в стране, рано или поздно вынудит пойти на такой шаг.
Нагрузка на пенсионную систему будет расти
На минувшей неделе, выступая на коллегии Минфина, премьер-министр Михаил Мясникович говорил о необходимости развивать финансовый рынок в стране. Задача правильная и решать ее можно в том числе путем развития накопительной пенсионной системы, которая помимо решения социальных задач позволяет обеспечить экономику «длинными деньгами».
В настоящее время, по информации Naviny.by, один из органов госуправления как раз и инициирует рассмотрение вопроса о развитии в стране накопительной пенсионной системы. Если правительство эту инициативу поддержит, то на уровне министерств и ведомств начнется широкое обсуждение вопроса о пенсионной реформе. Предполагается, что данный вопрос может быть также вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по развитию финансового рынка.
Реформирование пенсионной системы — вопрос, которым Беларуси рано или поздно придется заниматься. Эксперты Всемирного банка, подготовившие в 2011 году большое исследование, пришли к выводу, что средств для выплаты пенсий в Беларуси будет скоро не хватать.
«Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему Беларуси. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом», — предупреждали в своем исследовании эксперты Всемирного банка.
В мировой практике получили распространение две модели пенсионной системы: распределительная и накопительная. Суть распределительной системы состоит в том, что пенсионные отчисления работающих не накапливаются в виде сбережений, а выплачиваются пенсионерам. В основе накопительной системы лежит обратный механизм: пенсионные взносы накапливаются на специальном счете в течение трудового стажа, а при выходе на пенсию ее размер исчисляется из суммы накопленных взносов.
В Беларуси получила широкое распространение распределительная система. Накопительная же система существует в стране в самом зачаточном состоянии. Некоторые страховые компании Беларуси предлагают заключать договора страхования дополнительной пенсии и таким образом накапливать средства к моменту достижения пенсионного возраста. Однако реально этот механизм слабо развит. Взносы по договорам страхования дополнительной пенсии составляют менее 1% от величины взносов, поступаемых в Фонд социальной защиты населения.
По мнению экспертов, в настоящее время необходимо развивать добровольное пенсионное страхование, снимая соответствующие барьеры на страховом рынке. Кстати, белорусский премьер Михаил Мяснкович на прошлой неделе на коллегии Минфина отметил, что необходимо развивать рынок страховых услуг.
Вместе с тем, в настоящее время существуют административные барьеры, препятствующие развитию этого рынка и, в частности, добровольного пенсионного страхования. Так, предприятия, заключившие договора дополнительного страхования пенсий своих работников с государственными страховыми организациями, могут включать страховые взносы в производственные затраты. В то же время организации, заключившие договора с негосударственными страховщиками, должны уплачивать страховые взносы за счет своей прибыли - негосударственное пенсионное страхование.
Не мечта, но и не катастрофа
По мнению экспертов, Беларусь сегодня подошла к тому этапу, когда необходимо создавать условия для развития накопительной пенсионной системы, поскольку демографическая ситуация ухудшается и без пенсионной реформы нагрузка на трудоспособную часть населения будет постоянно нарастать.
Удельный вес основных возрастных групп
в общей численности населения (в %)
Источник: данные Белстата
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович отмечает, что распределительная пенсионная система была оправдана после Второй мировой войны, когда наблюдалась высокая рождаемость и проблем обеспечить пенсионеров за счет будущих поколений не было.
Однако за последние десятилетия ситуация в Беларуси, как видно на графике выше, кардинальным образом изменилась. Это выражается в том, что доля лиц моложе трудоспособного возраста постоянно сокращалась, с 2008-го стал снижаться и удельный вес трудоспособного населения. Одновременно с этим доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения продолжает увеличиваться.
«Идет процесс старения населения, что выражается в уменьшении населения трудоспособного возраста и росте удельного веса лиц пенсионного возраста. В долгосрочной перспективе это может привести к тому, что эта пропорция может выровняться. Пенсионная система вряд ли сможет нормально существовать, если каждый работающий должен будет прокормить одного пенсионера», — говорит Глеб Шиманович.
При нынешнем демографическом тренде, полагает эксперт, распределительную пенсионную систему в существующем виде будет сложно сохранить.
Один из очевидных путей решение проблемы — развитие в стране накопительной системы, когда пенсионные взносы трудоспособных граждан накапливаются, инвестируются, и к моменту выхода человека на пенсию образуют капитал для выплат пенсий по старости.
Важным эффектом введения накопительного уровня, считают эксперты, является повышение дифференциации пенсий.
«Привязка уровня пенсии к уровню дохода способствует повышению производительности труда, поскольку позволяет заработать больше не только сейчас, но и в будущем. Нынешняя пенсионная система в значительной степени нивелирует различия в уровне жизни, что воспринимается большинством населения как несправедливость», — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Но чтобы накопительная пенсионная система заработала в стране на полную силу, государству предстоит решить ряд задач. Во-первых, необходимо развивать фондовый рынок, чтобы организации, аккумулирующие пенсионные взносы, могли эффективно их инвестировать. Кроме этого, необходимо обеспечить макроэкономическую стабильность, поскольку накопления в национальной валюте могут быть средством сбережения лишь в случае стабильности обменного курса.
Риски, которым в отличие от распределительной системы подвержена накопительная, давно известны, говорит Александр Чубрик. «Однако откладывая начало реформы вследствие дополнительных рисков и дороговизны ее реализации, необходимо помнить, что в будущем издержки такой реформы окажутся еще выше, причем как финансовые, так и социальные», — считает эксперт.
По его словам, не стоит воспринимать пенсионную реформу как нечто, что однозначно негативно воспринимается в обществе. Социологическое исследование, проводившееся Исследовательским центром ИПМ несколько лет назад, показало, что белорусы с тревогой ожидают выхода на пенсию, поскольку связывают этот период со значимым ухудшением уровня жизни.
В ходе фокус-групп выяснилось, что для белорусов идеальная пенсия («пенсия мечты») — такая пенсия, которая позволяет людям заняться собой и осуществить то, что они не успели сделать в период активной трудовой деятельности.
Поэтому в понимании значительного числа белорусов, как оказалось, идеальная пенсионная система во многом соответствует многоуровневой системе, включающей накопительный уровень.
«Правильное продвижение концепции пенсионной реформы в обществе, широкое обсуждение обеспечат ее принятие населением. Даже если пенсия и не станет мечтой, то она точно не окажется катастрофой», — убежден Александр Чубрик.
Дмитрий ЗАЯЦ