Триединая задача решена гениально
Перед фасадом центрального здания административного корпуса, повернув голову к дороге, словно приглашая заглянуть в гости, нас встречает статная буренка. Скульптурное изображение сразу указывает, что здесь в веренице строений размещается первая в нашей стране учебно-научно-практическая школа-ферма Белорусской государственной сельскохозяйственной академии.
В прошлом году мне не раз приходилось бывать в учхозе БГСХА, на землях которого ускоренными темпами велось строительство уникального животноводческого комплекса. Руководитель хозяйства известный в республике аграрий-практик Николай Блохин рассказывал тогда, что пробить закладку фермы завтрашнего дня руководству академии было непросто. Найти средства удалось лишь благодаря включению объекта в число «дожиночных». А для этого потребовалась неутомимая настойчивость ректора БГСХА Александра Курдеко и его заместителя по науке Николая Гавриченко, которые уверенно шли к давней задумке. Известные новаторы ветеринарии и зоотехнии долго вынашивали идею о создании академической структуры, которая решала бы триединую задачу: практического обучения, научных исследований и рентабельного производства животноводческой продукции.
Именно Николай Гавриченко, курировавший весь цикл работ, начиная с подготовки проекта и заканчивая сдачей объекта «под ключ», стал моим гидом по уже действующему комплексу. Сразу отмечу, что все строения с административным корпусом, тремя производственными цехами и выставочным павильоном, увенчанные 68 солнечными батареями, установленными на крышах, и дополненные ветряным электрогенератором, всем своим видом напоминают скорее небольшое научно-промышленное предприятие, нежели ферму в привычном смысле этого слова.
Вместе с Николаем Ивановичем поднимаемся на второй этаж административного здания, где размещены два учебных класса. В одном из них занимаются заместители начальников райсельхозпродов по животноводству из Могилевской и Витебской областей. Руководители отрасли районного звена внимательно слушают лектора, который, демонстрируя на экране графики, таблицы и диаграммы, раскрывает секреты новейших технологий молочного скотоводства. Время от времени на экране монитора в режиме Online включается прямая трансляция процессов, которые происходят в рабочих помещениях школы-фермы. Для полноты отражения всей цепочки 122 технологий по воспроизводству, раздою, кормлению и содержанию стада, здесь представленных, установлено 28 камер видеонаблюдения.
В административном корпусе находятся также оснащенные современным оборудованием лаборатории по определению качества молока и кормов, служебные помещения и бытовые комнаты.
Сама ферма состоит из трех типов строений — железобетонного, деревянного и металлоконструкций. Это позволяет определить наиболее благоприятные условия содержания скота, выбрать оптимальные варианты использования стройматериалов при возведении новых животноводческих объектов.
Прямо из административного здания через галерею первого этажа проходим с Николаем Ивановичем в цех раздоя. Коровы черно-пестрой породы отобраны сюда специалистами академии из семи лучших племпредприятий республики и из собственного учебного хозяйства. Средняя продуктивность каждой особи составляет от 7 до 10 тысяч килограммов молока в год.
На ферме одновременно работают несколько доильных систем: «Карусель», комбинированная установка «Елочка»-«Параллель», робот «Астронавт» и молокопровод на монорельсе. Коровы размещены по группам в зависимости от продуктивности и используемой технологии доения.
— В процессе производственной практики мы активно используем установку «Елочка»-«Параллель», — рассказывает Николай Гавриченко. — На ней студенты одновременно могут освоить особенности доения каждой системы, получить практические навыки в ее обслуживании. Замечено, что и животные имеют свои предпочтения. Коровы охотно выстраиваются в очередь к «Параллели», а на «Елочку» их приходится загонять. К сожалению, в большинстве белорусских хозяйств используется именно последняя технология, хотя за рубежом уже считают вчерашним днем и установки типа «Параллель». Там отдают предпочтение роботизированным системам доения. Используются они уже и в Беларуси при возведении современных молочно-товарных комплексов.
Меня больше всего заинтересовал робот «Астронавт». Практически без участия человека он так обходительно и умело подмывает вымя, делает массаж и доит буренок, что те, согласно технологии, отдают ему молоко пять раз в сутки. Причем периодичность ежедневных лактаций контролирует специальный датчик.
Во втором помещении фермы, куда мы заглянули с Николаем Ивановичем, размещается родильное отделение. Дойку здесь ведут на монорельсе, поскольку каждая «мамаша» требует индивидуального подхода.
— Специалисту по воспроизводству стада у нас помогает компьютер, — обращает мое внимание на экран дисплея Николай Гавриченко. — Коровы, которые сегодня находятся в охоте, отмечены одним цветом. Уже осемененные — другим. Причем для каждой отмечено количество раз осеменения. Если после проведения двух процедур корова не стала стельной, выясняем причину, почему это произошло, и, если случай неисправим, выбраковываем.
Третье помещение школы-фермы предназначено для содержания ремонтного молодняка — нетелей и новорожденных. За ними следят два штатных оператора вместе со студентами.
— Всем, кто приезжает к нам, мы обязательно показываем «электронную маму», — говорит мастер производственного обучения факультета подготовки, переподготовки и повышения квалификации БГСХА Евгений Шандраков. — Это уникальная установка для автоматической выпойки телят. У каждого малыша имеется ошейник с датчиком. Агрегат считывает его показатели и выдает положенную порцию молока. Таким образом, телята питаются 5—6 раз в день. Сейчас они знают, что установка молока им не даст, а вот через три часа выстроится очередь. Причем сначала будут пить старшие, потом младшие.
Во дворе школы-фермы нашему взору открывается «городок» из полиэтиленовых домиков под открытым небом. Привезли его сюда работники ОАО «Инвет» из поселка Бигосово Верхнедвинского района, единственного в республике предприятия, выпускающего жилища для телят. Пластиковые домики оборудованы необходимым инвентарем. В них животные чувствуют себя довольно комфортно. Благодаря этому на школе-ферме стопроцентная сохранность молодняка.
— Учебным процессом у нас охвачены не только студенты, аспиранты и слушатели факультета подготовки, переподготовки и повышения квалификации, но и специалисты из райсельхозпродов и хозяйств, которые организованно приезжают из всех регионов республики, — отмечает Николай Гавриченко. — В перспективе планируем вести переподготовку и рядовых животноводов. Для работы на новых фермах и комплексах им также нужны знания и практические навыки. В нашем проекте особенно значима и научная составляющая. Хотя работа школы-фермы не только окупается, но и приносит прибыль, производственная деятельность для нас никогда не станет самоцелью. Приоритетом по-прежнему остаются обучение и наука.
Олег КАМИНСКИЙ, «БН»