Та же приватизация, только в профиль
Во всяком случае, Беларусь исправно получает транши кредита от Антикризисного фонда ЕврАзЭС, даже близко не проводя обещанную публичную приватизацию на сумму $2,5 млрд.
Так говорили премьеры
В четверг, 31 января, встречаясь в Минске с госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой, премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович заявил, что правительство РБ предлагает России при содействии структур Союзного государства реализовать совместные проекты по созданию пяти белорусско-российских транснациональных корпораций.
«Нам предстоит большая работа, в декабре мы договорились с Дмитрием Медведевым о том, что сделаем пять совместных проектов, которые дадут начало созданию белорусско-российских ТНК», – цитирует Мясниковича «Интерфакс».
Напомним, что в декабре 2012 года на встрече с премьером Беларуси Дмитрий Медведев сказал дословно следующее: «Союзное государство не отменяется… Возьмем пять проектов, официально о них заявим. Будем твердо исходить из того, что намерение эти проекты осуществить, как с участием российских компаний, так и белорусских, с приватизацией – оно неизменно. Если мы это сделаем, то мы действительно сможем предъявить прямые результаты экономического сотрудничества в рамках Союзного государства».
И вот теперь, после всех новогодне-рождественских праздников
и каникул, Михаил Мясникович решил конкретизировать декабрьскую договоренность.
По его словам, реализация совместных проектов в экономике – это ответ на вопрос
о дальнейших перспективах существования Союзного государства.
«У нас в правительстве позитивно оценивают активизацию союзного строительства в последнее время. Интеграционные процессы идут не на бумаге – реализуются конкретные проекты. Это ответ на вопрос, что дальше делать в союзных отношениях, – утверждает Мясникович. – Эти проекты сегодня реализуются в промышленности, в машиностроении, биотехнологиях, энергетике, науке, образовании. Главное, что эти проекты "заточены" на будущее».
Что касается более конкретных действий с белорусской
стороны, то, по словам Мясниковича, предлагаемые российской стороне проекты
были предварительно рассмотрены на президиуме Совмина Беларуси.
«Это значительные проекты, и есть предложение всем структурам Союзного государства включиться в их реализацию», – сказал премьер-министр.
Кролик из шляпы
Тут возникает два взаимосвязанных вопроса: о каких именно проектах говорил белорусский премьер (которые, по его словам, «уже реализуются»), и не является ли подобное строительство ТНК закамуфлированной приватизацией белорусских активов?
Действительно, именно Россия наиболее заинтересована в таких белорусских предприятиях, как «Беларуськалий», оба НПЗ («Нафтан» и «Мозырский НПЗ»), «Могилевнефтехим», МАЗ, «Гродно Азот» и т.д. А Беларусь, в свою очередь, так и не исполнила свои обязательства перед Антикризисным фондом (АКФ) ЕврАзЭС по приватизации на сумму $2,5 млрд – а ведь эти обязательства давались еще в 2011 году.
С другой стороны, создание пятерки ТНК на базе предприятий РБ и РФ позволит властям Беларуси передать значимые белорусские активы под контроль российских («совместных») компаний – сделав это тихо, без громкой приватизации и продажи контрольных пакетов. И без шлейфа скандалов, как вышло в конце 2011-го с «Белтрансгазом».
О том, что такой вариант вполне устраивает российскую сторону, говорит конкретный факт. 31 января в Беларусь поступил очередной – четвертый – транш кредита АКФ ЕврАзЭС на $440 млн. АКФ практически полностью контролируется Россией, и формально положительное решение по очередному траншу было принято еще в конце прошлого года. Но деньги, как видим, поступили в Минск лишь после того, как белорусский премьер-министр подтвердил и развил идею своего российского коллеги о создании ТНК с компаниями РФ.
Помимо прочего, объединение белорусских и российских предприятий в ТНК наверняка заметно облегчит белорусскому правительству выполнение поставленной президентом задачи по модернизации производств – ее, при случае, можно будет переложить на российских партнеров. Да и рынки сбыта для белорусских производителей будут обеспечены.
Какие именно белорусско-российские проекты войдут в список
«пяти ТНК» станет понятно 11-12 февраля, когда для обсуждения хода реализации
совместных проектов в Минск приедет вице-премьер правительства РФ Аркадий
Дворкович. Уже известно, что Дворкович посетит МАЗ и Минский завод колесных
тягачей.
То есть, вероятнее всего, к ТНК отнесут уже набивший всем оскомину, но так пока и не состоявшийся холдинг «РосБелавто» (МАЗ + КамАЗ), а также совместное предприятие по производству колесных шасси для российских военных систем – его давно предлагается создать на базе МЗКТ.
Кстати, именно после встречи с Дворковичем в ноябре 2012 года Михаил Мясникович так сформулировал концепцию совместных проектов с Россией: «Мы рассматриваем приватизацию как диверсификацию производства, как интеграцию в транснациональные корпорации, а не механизм зарабатывания денег для того, чтобы покрыть какие-то сиюминутные вещи».
Мнения экспертов
«Сами страны ЕврАзЭС, хотя и подписались под идеями Путина о более тесной евразийской интеграции, не хотят передавать Москве реальные властные полномочия. Вспомните: в середине января Лукашенко и Назарбаев практически одновременно заявили, что рассматривают Евразийский союз, как и Евразийский экономический союз, прежде всего в качестве не политического, а экономического инструмента, – говорит Владимир Гаранин, преподаватель и эксперт «Высшей школы экономики» (Москва). – Понятно, что Путину это совсем не по душе. И теперь, видимо, в Кремле решили поймать партнеров на слове и связать их сперва еще более тесными экономическими узами – потом и политическое влияние приложится. Именно поэтому Медведев так педалирует создание совместных предприятий с Беларусью, торжественно называя их транснациональными корпорациями. Аналогичные вопросы с Казахстаном будет решать лично Владимир Путин – 8 февраля он встречается с Назарбаевым в Москве».
В свою очередь, руководитель аналитического центра
«Стратегия», экономист Леонид Заико на сайте ОГП заявил, что о приватизации,
даже закамуфлированной, речь не идет.
«Забудьте слово «приватизация»! Это напрямую связано с разделом народной белорусской собственности. Беларусь – единственная страна в мире, где 70% всей собственности является общественной, еще непорезанной. Вот верхи ее и "режут". И эта собственность тянет к себе империалистов всех мастей: и русских, и немцев, и евреев и всех остальных», – сказал он.