Независимость Нацбанка провозгласили, отпустить поводок забыли
22 января вступила в силу новая редакция Банковского кодекса, в котором содержатся нормы, направленные на повышение уровня независимости Нацбанка. Однако ожидать каких-то серьезных изменений не стоит. Беларусь – не та страна, где госорганы могут не зависеть от исполнительной власти. А в государстве, где нет разделения властей, все чиновники находятся на коротком поводке у президента.
«Глава государства имеет право вмешиваться»
В новой редакции Банковского кодекса предусмотрены изменения в части функционирования органов управления Национального банка. Так, члены правления Национального банка назначаются лишь из числа его работников. В кодексе также определен единый коллегиальный орган управления Национального банка – правление, которое формируется исключительно из числа представителей Национального банка. Названные нормы, как сказано в обосновании к новой редакции Банковского кодекса, направлены на «усиление независимости центрального банка».
На самом деле, новая редакция Банковского кодекса лишь фиксирует те изменения, которые ранее произошли.
Правление уже более двух лет является единым коллегиальным органам Нацбанка, состав которого формируется исключительно из числа работников главного банка страны. До 2011 года в Нацбанке было два коллегиальных органа — совет директоров и правление, причем в состав правления входили представители правительства и крупнейшего госбанка.
По настоянию МВФ белорусским властям пришлось вывести из Нацбанка «посторонних» людей, и с 2011 года (согласно указу президента) правление формируется исключительно из числа сотрудников НБРБ, являясь единым коллегиальным органом.
Так что законодательные изменения, вступившие в силу с 22 января, на функционировании органов управления Нацбанка не отразятся. Тем не менее, новации, вошедшие в новую редакцию Банковского кодекса, являются хорошим поводом для того, чтобы вернуться к теме независимости Национального банка.
Международный валютный фонд в своих документах неоднократно отмечал, что белорусский Нацбанк не обладает должным уровнем независимости и вынужден согласовывать решения, касающиеся денежно-кредитной политики, с другими государственными ведомствами.
Отсутствие полной независимости признают сегодня и представители руководства Нацбанка. Другое дело, что критиковать существующее положение дел они, являясь государственными служащими, конечно же не могут. «Естественно, глава государства имеет право вмешиваться в деятельность любого государственного органа, в том числе и Национального банка путем издания различных актов», — констатировал первый заместитель председателя правления Нацбанка Николай Лузгин, отвечая 22 января на вопросы журналистов.
Терять контроль над печатным станком не хочется
Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич убежден, что центральный банк должен быть независимым, в том числе и от президента. Однако, Александр Лукашенко, общаясь на прошлой неделе с журналистами, дал понять, что право вмешиваться в деятельность Нацбанка за собой оставит.
«Вы знаете, что Нацбанк существует у нас независимо. Но президент в любой момент может потребовать от Нацбанка отчет, президент может проконтролировать ситуацию, которая складывается в Нацбанке, и потребовать проведение кое-каких других мероприятий в интересах государства и нашего народа. Так пока будет», — подчеркнул Александр Лукашенко.
В общем, независимость у белорусского Нацбанка весьма своеобразная: вроде она есть, но президент в любой момент может напомнить, что ее нет.
По мнению наблюдателей, у белорусского лидера есть веские основания сохранять контроль над центральным банком. «Как только Александр Лукашенко даст полную независимость Нацбанку и поставит задачу инфляция не выше 3% в год, сразу же финансирование госпрограмм, исполнение бюджета, поддержка госбанков и другие аспекты окажутся под большим вопросом», — говорит руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
По мнению экономиста, белорусский лидер не заинтересован терять контроль над центральным банком, который является эмиссионным центром. «Печатный станок – удобный инструмент, который можно задействовать, когда не хватает «оборотки». Президент не хочет терять контроль над этим рычагом», — объясняет Романчук.
Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич отмечает, что в первой половине 1990-х, когда Беларусь являлась парламентской республикой, Нацбанк был более независимым. «Нацбанк тогда был полностью независимым от исполнительной власти (правительства) и был подотчетен лишь парламенту (Верховному совету)», — констатирует Богданкевич.
В середине 1990-х, пока вся власть в стране еще не перешла в руки президента, Александру Лукашенко приходилось считаться с позицией председателя Нацбанка. «Помню, когда мы были на «Камволе», президент приказал выделить ресурсы этому предприятию. Я потребовал бизнес-план, расчеты, которые бы доказывали окупаемость проекта. После этого он вызвал председателя сбербанка и тот выдал деньги через мою голову», — вспоминает Станислав Богданкевич.
По его мнению, высокие темпы роста цен, наблюдавшиеся в Беларуси в последние годы, свидетельствуют о том, что у Национального банка недостаточно полномочий для удержания инфляции. «В 2011-м инфляция составила 108%, в 2012-м – почти 22%, за первую половину января нынешнего года – почти 2%. Результаты говорят о том, что рост цен продолжается», — констатирует Богданкевич.
Наблюдатели полагают, что в случае предоставления Нацбанку реальной независимости, в том числе и от президента, показатели инфляции удалось бы снизить до однозначных величин. «Если Нацбанк будет независим от исполнительной власти, у него будут инструменты обуздать инфляцию», — считает Ярослав Романчук.
Однако надеяться на то, что исполнительная власть перестанет указывать Нацбанку что делать, не приходится. До тех пор, пока в стране не появится реальное разделение властей, чиновники всех госорганов будут оставаться на коротком поводке у президента. Для чего? Чтобы можно было «потребовать проведение кое-каких мероприятий в интересах государства и нашего народа».
Дмитрий ЗАЯЦ