Какие инвестиции придут в Беларусь в 2013 году?
Частный и государственный сектор Беларуси продолжают существовать в параллельных мирах. Если в частном секторе инвестиционная активность в 2012 году существенно выросла, то в государственном не было зафиксировано никаких сделок.
Эксперты интернет-газеты Naviny.by подвели инвестиционные итоги 2012 года и попытались спрогнозировать, какие деньги от инвесторов страна сможет получить в 2013-м.
Итоги-2012: приватизационный штиль, бум слияний и факты национализации
В прошлом году Беларусь рассчитывала получить прямых иностранных инвестиций на сумму 3,7 млрд. долларов. По факту (за январь-ноябрь) вышло 1,2 млрд. долларов, декабрьская статистика традиционно запаздывает, но картину она существенно не изменит.
Невыполнение плана по привлечению инвестиций обусловлено тем обстоятельством, что приватизация в Беларуси была полностью заморожена. Вместо 2,5 млрд. долларов государству от продажи пакетов акций удалось выручить лишь 1,8 млн. долларов.
В то же время те прямые иностранные инвестиции, поступление которых фиксировала белорусская статистика, зачастую являлись реинвестированными доходами (прибылью иностранных инвесторов, которая не забиралась, а инвестировалась в развитие компании). Этим, в частности, объясняются ежеквартальные скачки поступления инвестиций в страну.
Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в 2012 году*
(в млн. долл.)
* данные за январь-ноябрь
В числе основных инвестиционных итогов 2012 года можно выделить активность, которая наблюдалась в частном секторе. Заместитель директора департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest Олег Андреев констатирует, что в 2012 году многократно увеличилось количество сделок слияний и поглощений (M&A) в частном секторе белорусской экономики.
«Сейчас на рынке идет реальная консолидация частного бизнеса, компании готовятся к конкуренции с крупными игроками, приход которых после вступления Беларуси в Единое экономическое пространство неизбежен», — объясняет Олег Андреев.
Последний квартал 2012 года запомнился многим событиями вокруг кондитерских фабрик. Увеличение доли государства в этих компаниях, а по сути — национализация, явно не добавило инвестиционной привлекательности Беларуси.
«Когда произошли случаи реприватизации, для потенциальных инвесторов они сыграли негативную роль. Потому что сама информация, что есть возможность реприватизации — это негативная информация», — говорит руководитель программы Международной финансовой корпорации (IFC) «Улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению инвестиций в Республике Беларусь» Вячеслав Жук.
В свою очередь, глава регионального представительства IFC в Украине и Беларуси Руфат Алимарданов, комментируя по просьбе БелаПАН события в кондитерской отрасли, отметил, что государство должно четко объяснять бизнесу такого рода действия. «Важно правильно коммуницировать с бизнесом, чтобы там понимали, какие основания были для таких действий», — говорит Алимарданов.
Откуда и куда придут деньги?
По мнению некоторых экспертов, события в кондитерской отрасли отобьют охоту у части инвесторов участвовать в приватизационных проектах в Беларуси. Наблюдатели полагают, что инвесторы, которые захотят создавать бизнес в Беларуси, будут теперь склоняться к гринфилдам (проектам, реализуемым инвесторами с нуля).
«Гринфилды — один из самых реальных, наименее рискованных инструментов, который может привлечь инвестиции в белорусскую экономику. Уровень конкуренции в Беларуси по сравнению с другими странами существенно ниже, и это является немаловажным обстоятельством для инвесторов», — говорит Олег Андреев.
По оценкам IFС, высокой инвестиционной привлекательностью в Беларуси обладают следующие направления: пищевая промышленность, ритейл, сектор информационно-коммуникационных технологий, а также финансовый сектор.
Неслучайно, что именно в перечисленных секторах белорусской экономики в 2012 году заключались самые заметные сделки. Так, в телекоммуникационном секторе «Белтелеком» продал 50% акций компании «Белсел», а провайдер «Альтернативная цифровая сеть» приобрел 100% акций ЗАО «Соло».
Сделки слияния и поглощения были также характерны для ритейла. Крупный игрок белорусского рынка розничной торговли компания НТС («Родная сторона») приобрела в 2012 году один из крупнейших минских универсамов «Юбилейный-92». В свою очередь, крупнейший игрок белорусского ритейла компания «Евроторг» купила гомельский гипермаркет «Линия» и приобрела еще белорусский банк.
Эксперты ожидают, что в 2013 году на рынке M&A затишья не будет, и в частном секторе сделки слияния и поглощения будут заключаться. Поэтому есть основания ожидать, что иностранные инвестиции, которые придут в Беларусь, будут направляться именно в частный сектор. Кстати, это мы наблюдали и в 2012 году — приток прямых иностранных инвестиций обеспечивали предприятия без ведомственной подчиненности, то есть частные компании.
Что касается притока инвестиций в госсектор, то тут все будет зависеть от политики государства в сфере приватизации.
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова ожидает, что в связи с предстоящими платежами по внешнему госдолгу, а также в связи с увеличением дефицита торгового баланса государство будет вынуждено пойти на продажу некоторых активов.
«Приватизация будет носить вынужденный характер», — считает эксперт. По ее мнению, наиболее вероятным покупателем белорусских активов являются российские инвесторы, которые лояльно относятся к страновым рискам, присутствующим в Беларуси.
Схожего мнения придерживается и Олег Андреев. «Приватизационные процессы будут. Сегодня видно, что тех финансовых ресурсов, которыми страна располагает, недостаточно для развития экономики. Тем более, нужно учитывать, что нужно возвращать еще долги», — напоминает Андреев.
Таким образом, наблюдатели ожидают, что иностранные инвестиции могут в 2013 году прийти как в частный, так и в государственный сектор. Вопрос в объеме таких инвестиций. Государство запланировало в 2013 году привлечь 4,5 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций (почти в четыре раза больше, чем в минувшем году).
Однако для такого инвестиционного бума нет оснований, подчеркивают эксперты. «Непонятно, за счет чего мы сможем привлечь в 2013 году такие деньги», — говорит Олег Андреев. Видимо, утверждая этот показатель (4,5 млрд.), государство отталкивалось не от реальных возможностей, а исходя из потребности экономики в деньгах, предполагает эксперт.
Дмитрий ЗАЯЦ