Как белорусская молочка осваивает сырную экзотику и пробирается в российские сети
16.01.2013 18:14
—
Новости Экономики
Как белорусская молочка осваивает сырную экзотику и пробирается в российские сети
![Как белорусская молочка осваивает сырную экзотику и пробирается в российские сети](http://www.21.by/pub/news/2013/01/1358351762594510.jpg)
В мировом масштабе
"Последние три года Беларусь сохраняет свою долю поставщика молочной продукции на мировой рынок на уровне 4-5%", - рассказал специалист Института мясо-молочной промышленности Мария Климова. По объемам экспорта масла доля Беларуси на мировом рынке достигла 8%, сыра - 5-6%. "По маслу мы даже вытесняем поставки Евросоюза в Россию", - отметила эксперт.
В мире растет спрос на сыворотку, сухое обезжиренное молоко и казеин. В результате из 1,5 млн тонн объема мировой торговли сывороткой 3% приходится на Беларусь, а еще в 2000 году эта доля составляла всего 0,1%.
"Мы конкурируем с ключевыми игроками на рынке ЕС, Новая Зеландия, США. На трех лидеров приходится более 50% мировой торговли", - отметила эксперт.
"Год был слегка тяжеловат, так как цены на молочные продукты снижались. Особенно снижение было характерно летом и осенью для сыра, масла, сухого обезжиренное молоко. Но, несмотря на это, Беларусь заканчивает год с приростом и в денежном, и в объемном выражении. По мясной продукции прирост составил около 40% (в количественном выражении), по молочной – около 30%", - рассказала Климова.
Цены против производителя
Итоги года уже подвел холдинг "Миноблмясомолпром", объединивший в прошлом году ряд крупных предприятий Минской области и Минска. Первый заместитель директора холдинга Олег Колос рассказал, что экспорт продукции составил по итогам года 493 млн долларов (около 60% от общего объема производства), увеличившись на 7,2% к 2011 году.
"Но год был очень тяжелым, потому что динамика цен играла не на нашей стороне. По некоторым позициям снижение достигало 40%", - отметил Колос. Чтобы сохранить выручку, в натуральном выражении экспорт пришлось наращивать высокими темпами: экспорт масла и сухого обезжиренного молока – в два раза, цельномолочной продукции – на 73%.
Рентабельность экспорта замдиректора холдинга не озвучил, заверив, что она положительная и ни о каком демпинге на российском рынке речи не идет.
Приоритетным рынком для холдинга остается Росси и ЕЭП, в 2012 году туда поставлено продукции на 477,1 млн долларов (96% от общего объема экспорта холдинга). Как рассказал начальник отдела ВЭД "Мясомолпрома" Павел Лаппо, есть и попытки диверсификации – поставки в Китай, Турцию, Сингапур, Иран, Польшу, Германию. Испанию и другие страны.
Сейчас идет активная работа по сертификации предприятия для реализации продукции в Украине. "Это тоже наш стратегический партнер и это рынок с населением 40 млн человек", - рассказал Лаппо.
Планируется и создание в Украине товаропроводящей сети. Интересы холдинга будет "Белорусская аграрная компания", которая была крупнейшим экспортером сахара в Украину. "Мясомолпром" по решению Мингорисполкома войдет в уставный капитал с долей 50%, еще 50% приобретет "Коммунарка".
Неуловимая сеть и перспективная плесень
Основным по объемам и по сложности остается для предприятий холдинга российский рынок. Здесь и ограничения объема утвержденными годовыми балансами, и снижение таможенных пошлин из-за вступления в ВТО, что открывает российский рынок, считающийся самым дорогим рынком молочной продукции в мире, усиливая конкуренцию.
"Несмотря на вступление России в ВТО белорусские продукты будут востребованы, мы останемся в рынке, хотя по некоторым позициям мы отстаем от европейских производителей", - заверил Олег Колос.
Как рассказал Павел Лаппо, в России создана и довольно успешно развивается товаропроводящая сеть холдинга. В 2012 году через нее экспортировано продукции на 144 млн долларов (+7%). "К сожалению, сталкивается она и с рядом проблем. Это и проблема вхождения в крупные торговые сети – основной объем белорусской продукции реализуется на рынках, в магазинах шаговой доступности. Проблема в том, что в России уже на законодательном уровне предусмотрена выплата ретро-бонусов, листинг, трейдмаркетинг. К сожалению, у нас это пока не закреплено, и правоохранительные органы такие действия могут расценивать как серы схемы. Поэтому у нас нет механизма стимулирования торговой сети", - посетовал эксперт.
"В этом году мы запускаем новый проект - производство цельномолочной продукции под торговой маркой "Высоко-высоко", с этой продукцией мы будем напрямую заходить в торговые сети России, не через трейдера", - сказал Олег Колос.
Он также рассказал о планах по расширению производства сыров, в частности речь идет о линейке сыров с голубой плесенью.
"Мы заканчиваем в этом году модернизацию Молодечненского молочного комбината, устанавливаем итальянское оборудование по производству моцареллы", - сообщил Колос. "Что касается сыров с плесенью - это наш проект, первый и, наверное, единственный в республике. Думаю, никто больше в стране не будет заниматься производством сыра с плесенью, это не так просто… На данный момент проект успешен", - отметил заместитель гендиректора холдинга, призвав не сравнивать белорусскую продукцию с Дорблю и Горгонзолой.
"Каждый сыр имеет свой вкус, мы не стремились повторить Дорблю. Мы создали свой сыр с голубой плесенью. Эту тему мы будем развивать, есть замыслы, как расширить линейку сыров с голубой плесенью", - рассказал он. Идет работа над освоением выпуска сыра типа Камамбер с белой плесенью и сычужных сыров с длительными сроками созревания. "Есть разработка сыра Базирон с базиликом – он зеленого цвета. Пусть это никого не пугает, это натуральный хлорофилл, сыр полностью натуральный", - заверил заместитель руководителя холдинга.
Холдинг "Миноблмясомолпром" - одно из крупнейших объединений мясомолочной промышленности Республики Беларусь. В его состав входят 9 предприятий по переработке молока с филиалами и производственными участками, 3 мясокомбината. Ежегодные мощности по переработке молока составляют 1020 тысяч тонн, скота - около 145 тысяч тонн.