Нужны аргументы. Железные...
Аксиома, которая не требует доказательств
Без сельхозмашиностроения нет продовольственной безопасности. Эту истину хорошо усвоили крупные западные производители и уже успели поделить емкий рынок специальной техники. Страны, поставляющие продовольствие, как правило, экспортируют и современные сельхозмашины и агрегаты, что можно занести в актив нашей республике.
Но на мировом рынке сейчас доминируют известные зарубежные компании «Гриме», «Клаас», «Джон Дир», «Нью Холланд» и другие. Поэтому неудивительно, что и на просторах Таможенного союза представлена продукция практически всех крупнейших мировых брендов.
В России в советское время тракторное и сельскохозяйственное машиностроение было крупнейшей отраслью промышленности. В ней работали 600 тысяч специалистов, а всего в СССР — 1 миллион человек. Выпуск тракторов в Российской Федерации в 1990 году составил 214 тысяч единиц, зерноуборочных комбайнов — 65 тысяч. По техническому уровню и качеству техника была более или менее равной зарубежной.
Распад СССР и приватизация предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения привели к катастрофическому сокращению потенциала отрасли. Тульский, Таганрогский, Рязанский комбайновые заводы, Алтайский, Липецкий тракторные заводы, Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения и многие другие прекратили свою деятельность.
Ликвидированы ведущие научно-исследовательские институты сельхозмашиностроения — ВИСХОМ, НАТИ, ВНИИКОМЖ, институты технологии машиностроения — НИИ Тракторсельхозмаш, РостНИИТМ и головные специализированные конструкторские бюро. Не секрет, что многие собственники предприятий начали поиски путей личного обогащения. Они посчитали наиболее целесообразным сдавать площади в аренду, продавать здания и землю, нежели создавать и производить тракторы и сельхозмашины.
— В России нет своего машиностроения, соответствующего потребностям отечественного сельского хозяйства, — констатирует доктор технических наук, профессор, заведующий отделом Всероссийского научно-исследовательского института машиностроения для животноводства и кормопроизводства Вадим Особов.
Данных за 2012 год мы еще не имеем, а в 2011-м в России было выпущено немногим более 6 тысяч зерноуборочных комбайнов. При этом на совместном белорусско-российском предприятии, организованном на базе завода «Брянсксельмаш», произведено 1255 машин марки «Полесье». По сравнению с 1990 годом выпуск отечественных комбайнов уменьшился в России в 16 раз!
Только 11 процентов пришлось на российском рынке в 2011 году и на тракторы местного производства. А основная часть такой техники собрана на совместных предприятиях или поставлена Минским тракторным заводом. А это почти 38 тысяч единиц.
Всего 57 штук было собрано и картофелеуборочных комбайнов. При этом по импорту поставлено более полутора тысяч машин, то есть на российское производство пришлось менее 4 процентов рынка. Почти такое же положение с плугами, культиваторами, сеялками, косилками, пресс-подборщиками.
Импорт без сервиса
В существенном обновлении нуждается и парк сельхозтехники Казахстана. Письмо о его бедственном положении в конце 2012 года направили премьер-министру даже депутаты Мажилиса — нижней палаты парламента страны. Они просят принятия срочных мер для решения проблемы.
Согласно данным Министерства сельского хозяйства Казахстана, в прошлогодней уборочной кампании была задействована в основном техника выпуска ранее 2000 года. Списанию подлежат 71 процент комбайнов, 83 — жаток, 92 процента тракторов. Для повышения эффективности производства хозяйствам необходимо заменить более 30 тысяч комбайнов и 140 тысяч тракторов.
Раньше, по советским меркам, при уровне амортизации в 10 процентов техника обновлялась через каждые 10 лет. Есть здесь и исторический аспект. В Казахстане в советские времена было всего несколько заводов, выпускавших сельхозмашины. Действовала межреспубликанская кооперация, и техника шла из России, Украины, Беларуси и других союзных республик. После освоения целины изготавливали в основном противоэрозионные агрегаты, адаптированные к условиям республики.
Основной трактор — «Казахстанец», аналог ДТ-75, — выпускался в Павлодаре. При этом двигатели получали из Алтайского края, трансмиссию — из Омска, остальные детали изготавливали в Казахстане. Здесь же осуществлялась и сборка машины. После распада Союза Павлодарский тракторный завод прекратил существование.
Чтобы восполнить пробел в производстве техники, в республике создаются совместные предприятия с Россией, Украиной, Беларусью, со странами дальнего зарубежья. Так, сейчас казахстанский «Агромашхолдинг» совместно с российским предприятием собирает комбайны «Енисей». Также налажен выпуск комбайнов «Есиль-740» совместно с «Гомсельмашем».
Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыли заманчивые перспективы и дали возможность привлечь надежных партнеров. Дело в том, что в прошлом году местные сельхозпроизводители, купившие или взявшие машины в лизинг, неожиданно столкнулись с проблемами сервиса.
Продажа техники известных торговых марок достаточно консервативна и практически не имеет альтернативы в казахстанских регионах. Такое положение дел привело к злоупотреблениям: не вовремя проводились диагностика и устранение поломок, поставлялись некачественные расходные материалы, были растянуты сроки. Известны случаи, когда запчасти продавались по предварительной оплате с наценкой до 300 процентов!
Сейчас рассматривается возможность внесения ряда зарубежных компаний в реестр монополистов со всеми вытекающими обязательствами, а также для создания здоровой конкуренции. Это позволит обеспечить условия для привлечения в Казахстан других поставщиков.
Дело не во времени, а в принципах
Производители сельхозтехники — одни из тех, кому предстоит столкнуться с ужесточением конкуренции в связи со вступлением России в ВТО. В первую очередь — из-за снижения ввозных пошлин с 15 до 5—10 процентов. К примеру, пошлина на ввоз новых импортных комбайнов снизилась в три раза, а пошлина на бывшую в употреблении сельхозтехнику — в пять раз.
Это значительно облегчает доступ зарубежных агрегатов на рынок РФ, а значит, и всего Таможенного союза. Воспользовавшись упрощением условий ввоза, импортеры, несомненно, начнут наращивать свое присутствие и одновременно вытеснять производителей России, Беларуси и Казахстана.
По мнению аналитиков, активная экспансия иностранных поставщиков, скорее всего, начнется в 2013 году. Дело в том, что рынок сельхозтехники сезонный, пик ее закупок приходится на конец зимы — начало весны, и у иностранных компаний есть еще время, чтобы договориться с потенциальными клиентами и заключить контракты.
Для защиты внутреннего рынка ТС предлагается ввести утилизационный сбор на импортные агрегаты, как это сделано с легковыми автомобилями. Этот вопрос сейчас активно прорабатывается тремя сторонами, и, возможно, уже нынешней весной новый законопроект будет принят. Напомним, что утилизационный сбор направлен, в первую очередь, против закупок подержанной техники из Европы.
Безусловно, здесь открывается широкое поле деятельности для наших производителей. Беларусь с ее развитым, даже по мировым меркам, тракторным и сельскохозяйственным машиностроением в состоянии внести весомый вклад в обновление материально-технической базы аграрного сектора Таможенного союза.
Первые и довольно уверенные шаги в этом направлении уже сделаны. Министерство промышленности нашей республики и Министерство промышленности и торговли России создали совместную рабочую группу по развитию автосельхозмашиностроения. Есть и конкретные примеры практического воплощения в жизнь ряда договоренностей.
Так, недалеко от Ижевска, в удмуртском поселке Балезино, где раньше производились знаменитые «Москвичи», а теперь — корейские «КIА», ОАО «Лидагропроммаш» открыло совместное предприятие по сборке сельскохозяйственной техники «Иж-Лида». Буквально за год налажена надежная дилерская сеть, и зерноуборочные комбайны «Лида-1300» идут уже по всему Сибирскому региону.
Показателен и опыт ОАО «Бобруйскагромаш». Здесь выпускают более 70 видов импортозамещающей продукции. Настоящий бренд предприятия — пресс-подборщики, заказы на которые расписаны на год вперед. По мнению генерального директора «Бобруйскагромаша» Сергея Казаченка, в этом сегменте мы опережаем наших российских партнеров на 7—8 лет. А специалисты уже заглядывают в день завтрашний. Изготовлены опытные образцы пресс-подборщика для крупногабаритных тюков, а также косилки шириной захвата 6 и 9 метров в блочно-модульном исполнении.
Золотой медалью на профессиональном конкурсе инновационной сельскохозяйственной техники «Агросалон-2012» в Москве в конце минувшего года был отмечен зерноуборочный комбайн «КЗС-1624» производства «Гомсельмаша». По своим техническим характеристикам агрегат превзошел все зарубежные аналоги и стал одной из самых громких сенсаций престижного салона.
Несомненно, у нас есть что предложить партнерам по Таможенному союзу. Кстати, по прогнозам экспертов, в 2013 году только в России нужно будет утилизировать 320 тысяч единиц сельхозмашин и механизмов. Какая техника их заменит — дело не только времени, но и принципов.
Александр ШЕВКО, «БН»
Динамика наличия тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов в странах Таможенного союза