Качество плюс добавленная стоимость
От Азии до Америки
Несколько расширилась география экспортных поставок — с 49 стран в 2011 году до 51 страны в 2012-м. Это особенно важно с учетом фактора свободной торговли в рамках Таможенного союза и ЕЭП. Белорусские экспортеры сельскохозяйственной продукции все активнее заявляют о себе на рынках стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки.
К примеру, в прошлом году начаты работы по созданию совместного производства молочной продукции во Вьетнаме. В эту страну была отправлена партия сухого молока для отработки оптимальной технологии производства готовой продукции.
Были продолжены начавшиеся в 2011 году поставки сухой молочной сыворотки. Наряду с Индией, Китаем, Сингапуром, Тайванем ее стали закупать Вьетнам, Катар, Нигерия, Сирия, Пакистан, Литва, Латвия.
Знаковым для белорусских экспортеров сельскохозяйственной продукции стало сотрудничество с Венесуэлой. За 2009—2012 годы в эту страну было экспортировано 33 тысячи тонн сухого цельного молока. Помимо этого, в прошлом году начата реализация контракта на поставку в Боливарианскую Республику сливочного масла.
И все же основным торговым партнером нашей республики по-прежнему является Российская Федерация (до 90 процентов совокупного белорусского экспорта). За ней идут Казахстан, Украина, Польша, Германия, Азербайджан, США, Литва, Латвия. Основными видами экспортной продукции в страны дальнего зарубежья являются казеин (61,7 проц. всего экспорта), масло рапсовое (10,3 проц.), льноволокно (6 проц.).
Признание Европы
2012 год для импортеров белорусской сельскохозяйственной продукции особый. Благодаря совместным усилиям Минсельхозпрода, Минздрава, Госкомитета по стандартизации и МИДа официальная система контроля (надзора) за безопасностью пищевых продуктов в Республике Беларусь признана соответствующей Европейскому законодательству. Такое решение принято Генеральным директоратом по здравоохранению и защите прав потребителей Европейской комиссии (DG SANCO).
Согласно этому решению, разрешен ввоз на территорию ЕС молочной продукции четырех белорусских предприятий — ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод», ОАО «Березовский сыродельный комбинат» и СП «Санта-Бремор» ООО. Таким образом, посрамлены скептики, утверждавшие, что дорога в Европу для наших изделий из номенклатуры сельхозпродукции заказана. Нет, она открыта для тех, кто умеет выпускать по-настоящему качественные и безопасные продукты.
Колбаса дороже мяса
Рост экспортных поставок в 2012 году сопровождался увеличением количества товаров с высокой добавленной стоимостью. В частности, они составили 30 процентов от всего экспорта мяса и мясопродуктов.
Наши экспортеры уходят от продажи мяса в полутушах, что имело значительное распространение еще год-два назад. Теперь потребителям из других стран мы чаще предлагаем готовые мясные изделия и колбасы. Во-первых, они стоят дороже. Следовательно, экспортная выручка становится весомее. Во-вторых, продавая за рубеж свои мясные изделия и колбасу, мы пропагандируем там белорусское кулинарное производство, оригинальные рецепты, нашу национальную самобытность и в очередной раз напоминаем миру о стране под названием Беларусь.
Олег ШВЕДОВ, «БН»