Внешнюю торговлю спасут только рыночные реформы
Белорусскую экономику, одурманенную в прошлом году «наркотиками» — валютной выручкой от экспортной схемы «растворители-разбавители/биотопливо» — в 2013-м может ждать ломка. Все зависит от того, как удастся торговать на внешних рынках.
За 2012 год структура внешней торговли претерпела некоторые изменения. Так, за январь-ноябрь 34,8% экспорта пришлось на Российскую Федерацию (за аналогичный период прошлого года — 35,2%), 39,1% было экспортировано в страны Европейского союза (годом ранее было 37,3%).
Если раньше 55,4% импорта поставлялось в Беларусь из России, то в минувшем году показатель увеличился до 59,6%. Такие изменения вызваны наличием в первом полугодии экспортной схемы «растворители-разбавители/биотопливо»: в Беларусь было ввезено из России для переработки больше нефти, чем планировалось, а изготовленная из нее продукция преимущественно экспортировалась в страны Европы.
Страна на игле
Вывозя беспошлинно нефтепродукты под видом иной продукции, Беларуси удалось заработать дополнительные средства для поддержания ослабшей после кризисного 2011 года экономики.
Однозначно это было победой, но победой краткосрочной, так как если в марте 2012 года сальдо внешней торговли товарами оказалось положительным на уровне 413,8 млн. долларов, то в июне снизилось до 305,6 млн., в июле до 169,3 млн., а после закрытия схемы в октябре достигло отрицательного показателя в минус 805,3 млн. долларов.
Заработанные деньги отчасти направили на поддержание пресловутой белорусской стабильности, отчасти сохранили — золотовалютные резервы росли параллельно объемам внешней торговли. Но ни один доллар не был направлен чиновниками на реформирование системы, для создания экономики, основанной не только на нефтехимической отрасли.
Только после юридического закрытия российской стороной схемы «растворители-разбавители/биотопливо» белорусские чиновники зашевелились, делая вид, что весь год потели над повышением конкурентоспособности отечественных предприятий. Все чаще стали звучать слова «модернизация», «конкуренция», «инвестиции» и т.п. Не успели. Президент тоже решился взяться за это дело — страну модернизировать. Проверил. Безработных из числа высокопоставленных лиц стало больше.
В итоге у Беларуси в наступившем году два пути — либо внешний допинг в виде дешевой российской нефти для поддержания высоких объемов экспорта, либо активизация деятельности других отраслей отечественной экономики для производства экспортоориентированной продукции.
С последним, как можно судить по итогам рабочих поездок Лукашенко последних месяцев, у нас туго. Поэтому все зависит от России, которая, подобно драгдилеру, решает — когда и за сколько Беларусь получит новую дозу нефти.
Россия может урезать дозу
Премьер-министр Михаил Мясникович на финише прошлого года заявил, что «что в 2013 году у нас реально будут серьезные подвижки и по темпам роста, и, безусловно, по улучшению жизненного уровня».
Улучшения, о которых говорит премьер, должны каким-то чудом произойти на фоне возвращения Беларуси по объемам внешней торговли в 2010 год. Тогда внешнеторговое сальдо по товарам ежемесячно колебалось в отрицательном диапазоне от 500 млн. до 1 млрд. долларов, и все усилия были направлены на поиск средств покрытия этого дефицита.
Конечно же, премьер Мясникович знает, что в первые месяцы нового года нефтеперерабатывающие заводы будут работать с полной загрузкой. Следовательно, объемы экспорта нефтепродуктов если и снизятся, то не чересчур резко. Плюс к этому, высока вероятность появления других легальных или полулегальных экспортных схем.
Россия, понимая, что младшая сестра обманывает, не спешит давать ей сырья вволю — определенность по объемам поставки нефти есть только на первый квартал, и вполне возможно во втором квартале снизить их до уровня, не столь привлекательного для Беларуси. А если младшая сестра надумает истерить, то можно потребовать поставки задолженности Беларуси перед Россией по нефтепродуктам за 2012 год (около двух миллионов тонн) и возмещения убытков в два миллиарда долларов из-за схемы «растворители-разбавители/биотопливо».
Рецепт: макроэкономическая стабилизация плюс внутренняя либерализация
Если первое полугодие можно прожить на достигнутых договоренностях с Россией, то второе полугодие будет сложнее.
Велика вероятность того, что общая стратегия «Уралкалия» и «Беларуськалия» сработает, и Китай совместно с Индией начнут закупать калийные удобрения по повышенной цене. Это отчасти позволит Беларуси снизить дефицит внешней торговли товарами и ослабит риск давления этого фактора на экономику.
Но даже при удачном стечении обстоятельств необходимо развивать другие экспортоориентированные отрасли.
Можно делать это с помощью зажимания гаек, как это было продемонстрировано в деревообрабатывающей отрасли. Но вряд ли удастся проинспектировать все предприятия страны и издать декреты, которые в тот же момент повысят объемы экспорта до необходимых. Тем более что большинство государственных предприятий в своей продукции имеют до 80% импортных комплектующих. Поэтому не стоит бороться с ветряными мельницами.
Лучший путь решения проблемы внешней торговли — привлекать в страну инвестиции через создание соответствующих условий: макроэкономической стабилизации (в первую очередь следует подавить высокую инфляцию) и внутренней либерализации.
Если правительство сумеет (или ему дадут) сделать смелый шаг к реформированию экономической системы в 2013 году, то Беларусь как минимум не подсядет еще сильнее на нефтяную иглу России.
Антон БОЛТОЧКО