Белорусский шопинг: итоги 2012 года
Политика увеличения зарплат, проводившаяся в 2012 году, повысила покупательную способность населения. Рост розничного товарооборота свидетельствует о том, что белорусы стали больше денег тратить на шопинг. Эксперты потребительского рынка говорят, что рост благосостояния позволил соотечественникам перейти от товаров эконом-класса к продукции среднего ценового сегмента. Статистика четко показывает, что рост благосостояния привел к увеличению продаж импортных товаров.
Исход из эконом-класса
2012 год Беларусь начинала со средней зарплаты, которая в эквиваленте составляла 342,9 доллара. Осенью средняя зарплата достигла отметки в 494,3 доллара. Заметный рост доходов, естественно, повлиял на потребительский рынок и привел к увеличению розничного товарооборота.
По последним данным, в январе-ноябре 2012 года розничный товарооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,2%, в том числе в ноябре по отношению к аналогичному периоду прошлого года рост составил 18,3%.
Динамика розничного товарооборота в 2012 году
(в % к аналогичному периоду предыдущего года)
Источник: Белстат
Эксперты потребительского рынка говорят, что благодаря увеличению доходов покупательная способность населения выросла.
Исполнительный директор «Ассоциации розничных сетей» Татьяна Закжевская констатирует, что в 2012 году потребители стали возвращаться к товарам среднего ценового сегмента.
«Сегодня товарооборот растет, и это свидетельствует о том, что доходы населения в этом году увеличились. В 2011-м произошло существенное смещение в экономичный ценовой сегмент. Люди стали покупать больше товаров эконом-класса. В этом году ситуация стала возвращаться на круги своя — потребители чаще отдают предпочтение товарам среднего ценового сегмента», — констатирует Татьяна Закжевская.
По мнению эксперта, потребительская активность в 2013 году во многом будет зависеть от экономической ситуации в стране. «Очевидно, что розничный товарооборот напрямую зависит от покупательской способности и доходов населения», — говорит Закжевская.
Импортные товары вновь в моде
Рост доходов населения, как показывали предыдущие года, практически автоматически вел к увеличению доли импорта на потребительском рынке. Нынешний год не стал исключением. Если в продовольственном сегменте продолжает лидирующие позиции занимать белорусская продукция, то в непродовольственном ситуация существенно отличается.
В 2012 году, как показывают статданные, практически по всем непродовольственным позициям увеличилась доля импорта. Осенью 2011-го после девальвации наблюдалась противоположная тенденция — доля импортных непродовольственных товаров в общем объеме продаж падала.
Доля импортных непродовольственных товаров
в общем объеме продаж (в %)
Источник: Белстат
Мясные цены опередили инфляцию
Еще одна особенность потребительского сезона-2012 — неравномерный рост цен. Продукты питания, цены на которые в 2011-м административно сдерживались, дорожали быстрее других товаров и опережали инфляцию. Это было особенно заметно, в первую очередь, на примере мясных изделий. Так, с января по ноябрь, по данным Белстата, колбасы высшего сорта подорожали на 35%, сосиски — на 42,7%, сыровяленые колбасы выросли в цене на 36,9%.
Часть потребителей, доходы которых невелики, решила, видимо, пересмотреть структуру потребительской корзины. Директор сети небольших продовольственных магазинов Виктор Маргелов отмечает, что значительное подорожание отдельных продуктов питания сказалось на потребительских предпочтениях населения.
«Колбасы и сыры существенно подорожали, и объемы их реализации снизились. Одновременно с этим вырос спрос на более дешевые продукты питания — молочную продукцию, хлебобулочные изделия», — говорит Виктор Маргелов.
Будущее белорусской торговли
По данным Минторга, сегодня в стране насчитывается около 42 тыс. объектов торговли. Заместитель министра торговли Ирина Наркевич в декабре сообщила, что Минторг ожидает увеличение количества торговых объектов. Обеспеченность торговыми площадями в начале 2012-го составляла 416 кв. метров на одну тысячу жителей. Минторг планирует, что к 2015-му этот параметр достигнет 600 кв. метров.
В 2013 году, полагает Татьяна Закжевская, можно ожидать открытия новых торговых объектов — главным образом, «магазинов у дома» и супермаркетов. В первом случае речь идет о магазинах с торговой площадью до 1 тыс. кв. метров, к супермаркетам принято относить объекты с торговой площадью от 1 тыс. до 3,5 тыс. кв. метров.
Что касается гипермаркетов, то их строительство, по оценкам участников рынка, не всегда целесообразно. «Экономический анализ показывает, что гипермаркеты далеко не во всех городах, за исключением Минска, демонстрируют достаточную эффективность», — отмечает Татьяна Закжевская.
Если розничный товарооборот будет расти, развитие, несомненно, получат разные форматы торговли. Увеличение доходов населения в 2012 году привело к тому, что темпы розничного товарооборота превысили запланированные. Правительство закладывало на нынешний год рост розничного товарооборота 5-5,5%, по факту за 11 месяцев получили рост 13,2%. Минторг прогнозирует, что по итогам 2012-го розничный товарооборот превысит прошлогодний уровень на 14%.
Вместе с тем, предстоящий год вызывает определенные опасения у представителей розницы и у бизнеса в целом. Правительство планирует в будущем году достичь высоких темпов экономического роста, однако непонятно, за счет каких источников эта задача будет решена.
В деловых кругах существуют опасения, что достижение экономического роста за счет стимулирования внутреннего спроса, как это было в 2011 году, может дестабилизировать ситуацию на потребительском рынке.
«В ближайшие три месяца, если ничего чрезвычайного не произойдет в мировой экономике, можно ожидать, что ситуация будет оставаться стабильной. А вот дальше все весьма неопределенно. Нам придется в будущем году платить по долгам, и на этом фоне искусственное наращивание темпов экономического роста выглядит весьма непредусмотрительным», — подчеркнул в беседе с корреспондентом Naviny.by Виктор Маргелов.
Дмитрий ЗАЯЦ