Лукашенко: в растворительном бизнесе Беларусь чуть-чуть обошла Россию мозгами
Александр Лукашенко, отвечая на вопросы членов Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии, рассказал подробности схемы поставок растворителей и разбавителей.
По словам главы государства, значительную долю в экспорте составляли не растворители и разбавители, а биодизельное топливо. В схеме принимали участие четыре компании (две российские, зарегистрированные в Беларуси, одна совместная белорусско-российская и одна белорусская). Они покупали в России исходное сырье, в частности дизельное топливо. Российские компании были заинтересованы в поставках, так как им платили на 15-20% выше рыночной стоимости. В Беларуси дизельное топливо с высоким содержанием серы перерабатывали. Затем у немцев закупали рапсовое масло и другие компоненты, делали биодизельное топливо и продавали.
По словам Александра Лукашенко, такая схема действовала не только с компаниями из России, но и Казахстана.
Лукашенко подчеркнул, что наша страна при этом не нарушила ни одного соглашения, и россияне это признают, правда, упрекают за большие объемы. Пока Беларусь прекратила работать по описанной выше схеме, поскольку «Россия очень болезненно на это отреагировала», отметил глава государства.
«Почему нас этого лишают? Потому что мы где-то чуть-чуть обошли мозгами, модернизацией предприятий и у нас лучше получается? Тогда это уже не свободная конкуренция, не рыночная экономика, и это просто уже не партнерские отношения», — сказал Александр Лукашенко.
По его мнению, в рамках Единого экономического пространства у его участников должны быть равные права и возможности, а всяческие «молочные, нефтяные, газовые войны» должны уйти в прошлое. «С подписанием документов ЕЭП эта проблема (подобных «войн». — БЕЛТА) уже не так остра, она снята», — отметил глава государства.
Вместе с тем, равные права и возможности следует распространить и на монополии: «Мы подошли к документам по монополиям (железная дорога, газ, нефть), и тут равный доступ. Ладно, нас, белорусов, устраивает. Но если Казахстан захочет равного доступа к монополиям — к трубам, инфраструктуре (и этого не получит. — БЕЛТА), они не будут с нами работать в ЕЭП и не будут создавать этот союз. Равные условия должны быть. Раз сказали «а», произносите весь алфавит».