Цвета жилой застройки Минска: разнообразие или хаос?

Источник материала:  
 Серый цвет панельных застроек в Минске все чаще меняется на экзотические кричащие цвета. Специалисты считают, что дорвавшиеся до ведра с краской минские проектировщики никак «не наиграются в красочки» и «не хотят выйти из детсадовского возраста».

 Обеспечение широких масс дешевым жильем и развернувшееся в невероятных масштабах строительство панельных жилых домов в Минске создало новый облик города. Кварталы, сплошь состоящие из однотипных серых «панелек», производили унылое впечатление на жителей и вызывали нарекания в сторону градостроителей. В текущем году стало ясно, что, несмотря на заявленное преодоление кризиса, к массовому строительству монолитного жилья Беларусь перейти не способна.

Минстройархитектуры решило подойти к проблеме с другой стороны и призвало архитекторов окрашивать «панельки» в более яркие цвета. Заместитель министра Дмитрий Семенкевич в интервью, приведенном на сайте Министерства, сказал: «Сегодня мы говорим о том, что в белорусской архитектуре должен более активно использоваться цвет. В Беларуси пасмурных дней больше, чем солнечных, и цветовое решение является своеобразием современной архитектуры».

Оговоримся, что решение, какого цвета будет каждый конкретный дом, принимает архитектор, проектирующий объект. Как можно судить по примерам на нижеприведенных фотографиях, многие минские архитекторы предложение Министерства восприняли с энтузиазмом и выкрасили свои конструкции в самые экзотические цвета, не жалея красок. Причем разнообразить цветовую гамму решили не только архитекторы жилых объектов. Недавно на обновленном проспекте Дзержинского появились остановки, лавочки, урны и фонарные столбы гламурного сиреневого цвета.

Ограничены ли архитекторы в своих колористических фантазиях и чем должны руководствоваться при выборе цвета жилого дома, «Ежедневник» спросил начальника управления благоустройства и городского дизайна Комитета архитектуры и строительства Мингорисполкома Александра Андрончика.

«Не только при строительстве нового объекта, но даже если дом уже стоит и нужно его перекрашивать-переделывать, то необходимо готовить проект и эскизы, паспорт цветового решения, и он согласовывается в том числе в комитете архитектуры», – объяснил чиновник.

«Ежедневник» поинтересовался, есть ли некая концепция, в соответствии с которой оформляются жилые дома в Минске. «Концепция заключается в том, что застройку нужно разнообразить. Если архитектура застройки, ее внешний облик самодостаточен в пластике, то применяются цвета, которые позволяют вывести на первое место пластику фасадов. В данном случае кричащие цвета формировали бы неправильное восприятие объекта, – объяснил Александр Андрончик. – Что касается цвета типовой многоэтажной застройки, то пластика здесь относительная. Монотонность провоцирует дискомфорт в восприятии среды. Поэтому архитекторы комплексно разрабатывают систему цветов и применяют более контрастные, более насыщенные варианты. Оттенки могут использоваться такие, которые в застройке, например, исторического центра не применяются».

На вопрос, должна ли при этом учитываться цветовая система всей улицы или квартала, представитель Комитета архитектуры и строительства ответил утвердительно и отметил, что «работать нужно в унисон или на контрасте».

Вроде бы правила есть, но они далеки от конкретных инструкций. Тем временем в Москве в этом году был разработан альбом типовых колористических решений фасадов зданий. Он предполагает цветовое оформление фасадов объектов с учетом функционального назначения здания, его местоположения в структуре города, округа, района и квартала. Кроме того, должны учитываться зоны визуального восприятия объекта (участие объекта в формировании силуэта или панорамы, визуальный акцент, визуальная доминанта), а также тип окружающей застройки.

По закону, у каждого дома в Москве должен быть «колористический паспорт», фиксирующий цвета фасадов и всех архитектурных деталей. Паспорт подтверждает, что наружный цвет фасадов здания утвержден в соответствии с действующей системой стандартов.

У минских архитекторов в выборе цвета таких четких ориентиров нет, и действуют они, опираясь в основном на собственное видение и вкус. Насколько удачны оказались окрашенные по личным вкусам архитекторов жилые постройки в новых кварталах Минска, «Ежедневник» попросил прокомментировать Анну Литвинову, заведующую кафедрой «Дизайн архитектурной среды» БНТУ, лауреата специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства.

– Анна Андреевна, важна ли роль цвета в дизайне архитектурного объекта?

– Цвет – это все, что нас окружает, что «живет» в нас. Первичную информацию, которую мы получаем, мы воспринимаем именно через цвет. Цвет информативнее пластики, формы, он активнее воздействует на человека. Самое сильное эмоциональное воздействие на человека оказывает колористическая насыщенность среды. Ее цветность – это и эстетический, и визуальный, и информационный, и эмоциональный фон для жизнедеятельности человека.

– Чем должен руководствоваться архитектор при выборе цвета жилого дома?

– Существует такая наука – архитектурная колористика, которая дает профессиональные знания в первую очередь архитекторам, как грамотно вести колористическое проектирование. И каждое цветовое решение проектируемого или реконструируемого отдельного объекта или городского интерьера в первую очередь будет зависеть от контекста среды.

При этом важно учитывать ряд объективных факторов: природно-климатические условия, градостроительная ситуация, региональные традиции цветовой культуры, цветокомпозиционное построение исторически сложившегося «места», современные тенденции цветового дизайна, наличие строительных и декоративных материалов. А «я самый-самый и все знаю, все могу» – оставить на десерт.

– Есть ли у Минска свой цвет? Какой он, что означает, чем обусловлен и как влияет на восприятие городской картинки?

– Был. Когда-то. Вернее была исторически сложившаяся цветовая среда. Сейчас нет.

А как вы себе представляете – у Минска, многомиллионного города, занимающего огромное пространство, есть какой-то «свой» цвет? Зачем? Не скучно ли будет? Да и надо ли искать или придумывать этот «свой» цвет?

Может, нужен другой путь? Сохранить то ценное, что оставило нам время, воссоздать утраченное и корректно встроиться в существующее с новым. Чтобы у каждого жителя был его город, его любимый квартал, улица, двор, дом, со своей запоминающейся эстетически полноценной цветовой средой, своим образом.

Чтобы он мог привести любого гостя и сказать: посмотри – здесь я живу! А не охать-ахать: вот у них там!..

– Как вы оцениваете дизайн и цветовое оформление большинства жилых кварталов в новых районах Минска?

– Очень негативно. К сожалению, большинство современных городских архитектурных пространств, особенно с точки зрения цветоэкологии, по-прежнему обладает низким качеством цветовой среды. В большинстве случаев мы видим интенсивное и хаотичное внедрение в сложившееся урбанизированное пространство насыщенной полихромии нового строительства (а зачастую и реконструкции), дисгармоничной и не всегда отвечающей условиям комфортного восприятия.

Такое ощущение, что проектировщики еще «не наигрались с красочками», никак не выйдут из детсадовского возраста.

И учтите, это не Шагаловское «наши улицы – наши палитры». Он имел в виду совсем другое. Такие эксперименты над людьми, живущими в так «современно раскрашенном» городе, проводить не следует.

– Что вы скажете по поводу тенденции ярких экзотических цветов некоторых новых домов? Может ли быть такой выбор чем-то оправдан?

– Многие решения у нормального архитектора, дизайнера даже в страшном сне не возникнут, а если и возникнут, то он, в крайнем случае, перенесет их на холст и создаст авангардную живопись, а не выйдет с этим «видением» на городские кварталы.

– Может ли, на ваш взгляд, город в современных условиях найти компромисс между решением практических задач и эстетикой?

– Городу не надо искать компромиссы. Город должен жить полноценной жизнью. Надо просто всем профессионально работать и профессионально выполнять свои обязанности: архитекторам, архитекторам-дизайнерам, дизайнерам, художникам, скульпторам, то есть всему творческому сообществу; органам управления, согласующим органам, органам надзора и, конечно, тем, кто воплощает проекты в реальность. А главное, чтобы пользователи всего этого – люди, общественность – не были безразличны к «своему дому».

Ежедневник

←Бизнесмен "кинул" ОАО "Березинский сыродельный завод" почти на миллиард

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика