Беларуси деньги не нужны позарез
03.12.2012 09:06
—
Новости Экономики
В интервью «Рейтер», обнародованном 27 ноября, Александр Лукашенко не раз поднимал тему денег. С одной стороны, могло сложиться впечатление, что Беларуси деньги не нужны, с другой — что они нужны позарез и в большом количестве.
В следующем году Беларусь ждут самые большие в ее истории выплаты по внешнему долгу — 3,1 млрд. долларов. Но глава государства не волнуется по этому поводу, считая «ВВП под 60 млрд. долларов и бюджет со всех источников под 20 млрд. долларов» хорошей подушкой безопасности.
При этом месяц назад президент требовал от правительства найти дополнительные «два, максимум три миллиарда в год», чтобы «нормально жить». Парадокс: получается, Беларуси деньги одновременно нужны и не нужны.
На самом деле все просто. Страна может расплатиться по внешним долгам, не прибегая к их рефинансированию, но это сильно ударит по планам государства ускорить экономический рост — согласно прогнозу социально-экономического развития ВВП Беларуси в 2013 году должен вырасти на 8,5%.
И именно для последнего Беларуси необходимы дополнительные средства, о которых Лукашенко высказался концептуально: «Где найти? Только заработать!».
Четыре способа заработать денег для страны
Первым способом заработка является активизация экспорта. В этом деле Беларусь уже имеет определенный опыт, который без особых усилий позволяет получить доход в 1,5-2 млрд. долларов — именно такую сумму Минск заработал на экспортной схеме «растворители-разбавители». Но проблема таких схем — они недолговечны.
Сейчас пора найти другие товары, которые могли бы торговаться на внешних рынках с такой же большой маржой, как и нефтепродукты. Де-факто в белорусской экономике таких товаров нет, но де-юре они могут появиться за счет нехитрых манипуляций с кодом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Лукашенко же считает, что конкурировать на внешних рынках мы можем по любой продукции, так как, «во-первых, ресурсы у нас немножко дешевле, чем, допустим, у вас в Европе. Во-вторых, рабочая сила у нас значительно дешевле, чем у вас. То есть у нас есть много составляющих, за счет чего мы можем конкурировать по цене. Качество у нас приличное».
К сожалению, европейские потребители так не думают. Но и на это у президента есть решение: «Если Европа просела в какой-то степени — есть Латинская Америка. У нас там очень большие планы: в Венесуэле, Бразилии, Эквадоре».
Верно, зачем нам Европа, если есть потребители на другом континенте, с которыми Беларусь за январь-сентябрь наторговала на 1,4 млрд. долларов — меньше, чем с соседней Польшей за аналогичный период (1,7 млрд. долларов).
Второй путь заполучить заветные деньги — привлечь дополнительные кредиты от международных организаций, таких как, например, Международный валютный фонд. Но тут у президента есть требования к кредитору: «Если Международный валютный фонд — это чисто финансовая организация, то мы с ними договоримся. Если они будут играть в политику, то, конечно, наверное, мы долго будем с ними вести переговоры».
Однако, судя по всему, МВФ сейчас не заинтересован выдавать Беларуси очередной кредит.
Во-первых, несмотря на заявление Лукашенко о выполнении всех условий предыдущего кредита, они так и не были выполнены до конца — Банк развития хоть и создан, но де-факто еще не действует; предприятия для пилотного проекта приватизации были выбраны, но не приватизированы и т.д.
Во-вторых, Беларусь начинает все сильнее зависеть от России, что часто определяет проводимую Минском политику. МВФ не может конкурировать с Россией за влияние в Беларуси, поэтому очередное кредитование нашей страны не стоит первой строчкой на повестке дня.
Третий способ добычи денег — либо договориться о льготных условиях импорта российской нефти для ее дальнейшей переработки и перепродажи, либо получить новый кредит от России.
Вероятность использования именно этого способа привлечения в страну средств высока, так как рычагов влияния больше. Но и цена выше. Именно это Лукашенко отметил в своем интервью: «Мы одинаково зависим друг от друга. Мы зависим значительно от Российской Федерации, но и Россия очень интересуется Беларусью и зависит от того, какую политику будет проводить Беларусь: и экономика, и политика, и военно-стратегические вопросы и так далее. Мы очень в этом мире друг от друга зависим».
И последний по списку, но не по важности, вариант зарабатывания денег для Беларуси — продажа предприятий. Эта тема уже не раз обсуждалась на различных уровнях власти, но редко когда доходила до практической реализации. При этом стоит отметить, что в случаях сильной надобности весь процесс продажи даже крупных предприятий проходит за очень короткий срок. Вспомнить продажу доли ОАО «Белтрансгаз» российской стороне — весь процесс был закончен за месяц.
Продавать «Беларуськалий» ни к чему
Сейчас же глава государства рекламирует самые вкусные активы Беларуси: ОАО «Беларуськалий», ОАО «МАЗ», ОАО «МТС» и т.д. На каждый из них установлен высокий ценник, но, как отмечает Лукашенко, переговоры по продаже «Беларуськалия» уже ведутся с компаниями из Индии, Китая, Европы, арабских стран.
Скорее всего, это рекламный ход, так как продавать «Беларуськалий» — самый ценный актив страны, приносящий большой доход (в 2011 году — около 3 млрд. долларов) — нерационально. Тем более что на уровне местной приватизации можно заработать больше (до 10 млрд. долларов), одновременно раскрепостив деловую инициативу. Но об этом речи пока не идет.
Антон БОЛТОЧКО