По каким показателям будут оценивать деятельность предприятий в следующем году?

Источник материала:  

Степень открытости белорусской экономики такова, что на экспорт приходится 85 процентов всего объема товаров и услуг, производимых в стране. Проще говоря, благополучие страны, стабильность на валютном рынке и устойчивость обменного курса рубля во многом зависят от динамичного продвижения предприятий на внешние рынки. Экспорт становится ключевым фактором экономической безопасности Беларуси. И не случайно правительство, анализируя итоги социально-экономического развития страны за девять месяцев года, этой теме уделило особое внимание. Все ли резервы задействованы и как стимулировать рост экспорта? Об этом рассуждает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, профессор Георгий ГРИЦ.

— Проблема в том, что в мире изменилась ценовая конъюнктура, которая в последнее время была для нас палочкой-выручалочкой. К сожалению, мировые цены на наиболее экспортно ориентированные товары — черные металлы, калийные удобрения, продукты питания — уменьшились, сокращается и платежеспособный спрос. Другой важный момент — вступление Беларуси в ЕЭП, а нашего основного партнера, России, — в ВТО.

В основе и той, и другой структуры — неолиберальные условия хозяйствования с одинаковыми для всех правилами игры, что несет для нас не только новые возможности, но и новые риски.

— Что же делать в этих условиях?

— В стратегическом плане надо диверсифицировать экономику, переходить на новые технологические уклады, выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Торговля сырьем, будь то древесина или говяжьи туши, пусть даже за границу, не приносит нужной рентабельности. Но такой путь достаточно длительный и растягивается, как правило, на пять — семь лет.

Поэтому надо что-то делать сегодня. Резервы есть: это и большой бонус в плане стоимости энергоресурсов (к примеру, цена на природный газ для Беларуси вдвое ниже, чем для Украины), и повышение энергоэффективности производства, и снижение материалоемкости.

— Наверное, мы пока недооцениваем и роль эффективных товаропроводящих сетей?

— Во всем мире посреднические структуры являются естественным элементом сбытовой сети. Но посредник — это не тот, кто просто купил-продал товар или взял его на консигнацию. Мировая практика показывает, что торговый агент должен брать на себя функции производителя, серьезно изучать рынки, оценивать конкурентов, формировать заявку для производителей и нести за нее ответственность. Создание сервисного обслуживания — тоже одна из функций посредника. Кроме того, многие из них сегодня не просто несут ответственность за оплату готовой продукции, но и сами кредитуют производство, получая за это дисконт.

— Сегодня на мировом рынке идет жесткая борьба за клиентов, и большое значение здесь имеет грамотная маркетинговая политика на предприятиях.

— Безусловно. Приведу такую цифру: потенциальное производство товаров и услуг на планете в два раза превышает потенциальный спрос на эти товары. Поэтому надо работать на качество, менять менталитет, традиционные схемы продажи уже не работают. А многие наши руководители, к сожалению, до сих пор занимают иждивенческую позицию: мол, зачем дергаться, если станет совсем плохо, то мне все равно помогут, людей-то государство не бросит. А тут надо напрягаться, нести за дилеров ответственность, проверять их кредитную историю. Чем маркетинг отличается от сбыта? Он нацелен не на продажу товара, который произведен, а на выпуск товара, который будет продаваться. В этом вся суть философии бизнеса. На производстве пусть сидит главный инженер, а руководитель предприятия должен заниматься стратегией, поиском инвесторов, партнеров, формированием дилерской сети, выходом на государственные программы. Только в таком случае можно рассчитывать на успех.

←Лукашенко одобрил соглашение между Беларусью и Бангладеш о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика