Особенности национального бухучета: топ-6 головных болей бухгалтера
02.11.2012 16:19
—
Новости Экономики
Особенности национального бухучета: топ-6 головных болей бухгалтера
![Особенности национального бухучета: топ-6 головных болей бухгалтера](http://www.21.by/pub/news/2012/11/1351864927141989.jpg)
Фото с сайта transtourslk.com
Реформа национального бухучета набирает темпы и бухгалтерское сообщество обратило внимание на неопределенности и сложности, которые мешают активному продвижению инноваций в бухучете.
1. Одна их главных причин низкой активности и нежелания внедрения новых стандартов - постоянное запаздывание законодательства в области национального бухучета, и как следствие, работа практикующих бухгалтеров и аудиторов в спешке, часто интуитивно.
К примеру уже 9 месяцев предприятия работают с очередным новым типовым планом счетов, который принят постановлением Минфина № 50 от 29 июня 2011 года, зарегистрированным в национальном реестре правовых актов только 19 декабря 2011 года. То есть один из главнейших документов бухучета был представлен бухгалтерскому сообществу практически в момент его применения.
В результате бухгалтерии предприятий работают в условиях незавершенных законодательных изменений и вынуждены срочно перестраивать учет и программные продукты под требования нового плана счетов.
Сегодня, зная, что работа над внесением изменений в закон о бухучете завершается, бухгалтеры настаивают: необходим адаптационный период с момента принятия закона, и он должен быть не менее полугодия.
2. Новым типовым планом счетов заложено сближение национального учета с МСФО, международными подходами и практиками: введены новые счета, некоторые счета исключены. Однако, сетуют бухгалтеры, некоторые важные счета остались без комментариев (счет 03 "Инвестиционная недвижимость" и счет 47 "Долгосрочные активы, предназначенные для реализации"), что создает дополнительные сложности, особенно есть речь идет о счетах, открытых в иностранных валютах.
3. Бухучет на предприятии – исключительно трудоемкое подразделение, с достаточно автоматизированными бизнес-процессами. Поэтому, отмечают, эксперты, к нововведениям в бухгалтерском учете в виде инструкций и постановлений необходимы не только своевременные комментарии, но также обязательная настройка бизнес-процессов и аналитик, что также требует корректировок и адаптации.
Иллюстрация к срокам и порядку принятия изменений в 2011 году: Инструкция по бухучету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденная постановлением от 31 октября 2011 года, зарегистрирована 27 декабря 2011 года. Комментарии по этой инструкции получены только к концу первого квартала 2012 года. Настройка необходимых аналитик корректируется до настоящего времени.
"Наличие адаптационного периода позволит не только внимательно изучить, осознать и получить консультации до начала применения нормативного документа, но и поможет избежать вынужденных ошибок и последующих корректировок, даст возможность автоматизации отражения хозяйственных операций. Это в конечном итоге обязательно повысит качество и достоверность не только учета, но и финансовой отчетности", - заверяют эксперты.
4. Еще одной из проблем, связанных с применением нового плана счетов, является отсутствие связи между документами по бухгалтерскому учету и другими нормативными актами. "Например, новым планом счетов не предусмотрены фонды потребления, накопления, пополнения собственных оборотных средств. Однако частью 2 статьи 30 Закона "О хозяйственных обществах" предусмотрено право образовывать фонды, которые создаются и используются в соответствии с законодательством или уставом хозяйственного общества", - отмечают специалисты.
5. Проблемой является и неготовность руководителей предприятий и бухгалтерских служб менять отношение к бухучету, нечеткое понимание важности принятия решений по методам учета и их последствиям для финансовых результатов и налогообложения.
Бухгалтер становится стратегическим руководителем и влияет на финансовые результаты компании. Необходимо не только повышать статус, но также оптимизировать требования к бухгалтерскому учету, разгрузить бухгалтеров от трудоемкой работы, упростить учет. Такие предложения неоднократно поступали от промышленного сектора. Например, предлагается исключить накладные из бланков строгой отчетности.
6. Реформирование национального бухучета, внедрение международных стандартов ведет к все более глубокому разделению бухгалтерского и налогового учетов. Между тем по сложившейся практике и налоговый и бухгалтерский учеты, как правило, ведут одни и те же специалисты. При этом ошибки в налоговом учете приводят к штрафным санкциям, применяемым как к предприятию, так и к руководителю и бухгалтерам, что заставляет специалистов бухгалтерских служб больше внимания уделять налоговому учету.
В связи с этим эксперты обращают внимание на необходимо повышать статус главного бухгалтера и бухгалтерской службы в целом, проводить информационную работу, а также мотивировать специалистов бухгалтерских служб, как по финансовым результатам года, так и направляя на обучение стандартам МСФО.
Основные рекомендации бухгалтерского сообщества такие:
- Комплексно подходить к реформа бухгалтерского учета, гармонизируя законодательство в смежных областях, обеспечивая качественные и однозначные комментарии новых счетов;
- для получения обратной связи, экспертных мнений главных бухгалтеров промышленного сектора, бизнеса необходимо создать рабочую группу при Управлении регулирования бухгалтерского учета и аудита Минфина;
- Изменения в ведении бухучета требуют адаптационного периода, средств и времени на обучение специалистов;
- для эффективной реализации реформы бухучета необходимо обучение основным принципам, базовым стандартам и преимуществам МСФО руководителей предприятий.