Старая модель экономики обрекает Беларусь на стагнацию
До окончания года осталось чуть более двух месяцев, и белорусские компании готовят уже бизнес-планы на 2013-й. Сильное влияние на результаты деятельности предприятий в будущем году, как всегда, будет оказывать макроэкономическая ситуация. На этой неделе во время бизнес-форума белорусские экономисты до «винтиков» разобрали существующую в Беларуси экономическую модель и пришли к выводу, что ее сохранение в лучшем случае приведет страну к стагнации.
Тупик возможностей
«В какой валюте взять кредит?», «Где лучше занять деньги», «Что будет с курсом доллара в будущем году?», — типичные вопросы, которые волновали бизнесменов, пришедших 24 октября на бизнес-форум «Производственные компании Беларуси: вызовы и перспективы развития». Ответы на вышеперечисленные вопросы во многом зависят от макроэкономической ситуации в стране.
Сегодня очевидно, что входить в 2013-й мы будем со старой экономической моделью, которую государство пока менять не собирается. В чем же состоит эта модель и чего можно ждать от нее в будущем?
Как показало время, одна из главных особенностей белорусской экономической модели состоит в том, что она заточена под решение конкретных политических задач. На протяжении последнего десятилетия накануне электоральных событий в стране всегда существенно повышались зарплаты.
«Чтобы зарплаты могли расти, модель должна генерировать экономический рост. Увеличение инвестиций за счет внутренних источников, профинансированных главным образом (прямо или косвенно) государством, было главным «двигателем» экономического роста в последние годы», — констатировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик, выступая на бизнес-форуме.
Стимулирование экономического роста за счет государственных источников приводило к увеличению объемов импорта и нарастанию дефицита платежного баланса, который Беларусь финансировала за счет привлечения внешних заимствований.
«Валовой внешний долг за последние пять лет вырос в пять раз и пересек «безопасную» черту в 60% от ВВП», — напомнил участникам форума Александр Чубрик.
С учетом этого, полагает эксперт, сегодняшние возможности наращивать внешний долг у страны крайне ограничены. По мнению экономиста, «существующая экономическая модель подошла к тупику своих возможностей, так как внешнее финансирование закончилось». Иными словами, жить в долг Беларусь сегодня не может себе позволить. Более того, остро стоит вопрос с погашением уже накопленного внешнего госдолга.
«Вопрос о поиске средств, необходимых для погашения внешнего долга и сохранения макроэкономической стабильности, весьма актуален. Источников таких средств немного: либо новые займы, либо продажа крупных активов», — говорит Чубрик.
Впрочем, полагает эксперт, даже если средства будут найдены, старая экономическая модель не будет способна поддерживать приемлемые темпы роста ВВП.
«Белорусская экономика может впасть в фазу стагнации. Максимальный экономический рост, который способна достичь существующая модель, — 4%. Однако этого недостаточно, чтобы успешно конкурировать с другими странами», — подчеркивает Александр Чубрик.
Справедливость экспертных оценок подтверждают данные нынешнего года. Несмотря на планы правительства достичь к концу года роста ВВП на уровне 5,5%, за январь-сентябрь экономический рост составил 2,5%. Причем практически все экономисты уверены, что если бы не растворительный бизнес в первом полугодии, то темпы роста ВВП были бы еще заметно ниже.
Независимые эксперты сходятся во мнении, что более высокие темпы экономического роста возможны в двух сценариях: в случае накачки белорусской экономики рублями, что чревато инфляционно-девальвационными процессами, либо в случае значительного повышения роли частного сектора в белорусской экономике.
Госпредприятия: доминирующие и неэффективные
Однако пока ситуация следующая – госсектор в белорусской экономике занимает доминирующее положение, а доля частного сектора не растет.
«Почти 70% объема производства, две трети занятости и около половины экспорта приходится на госпредприятия. Причем в капиталоемких отраслях доля госсектора в объеме производства составляет более 90%», — говорит старший экономист по Беларуси Всемирного банка Марина Баканова.
Источник: Белстат, оценки Всемирного банка
Еще одна характерная особенность госсектора в Беларуси состоит в том, что государственные предприятия нередко пользуются мягкими бюджетными ограничениями, под которыми экономисты подразумевают всевозможные преференции: налоговые льготы, предоставление энергоресурсов по льготным тарифам, преференциальный доступ к кредитным ресурсам.
Тем не менее, по данным Всемирного банка, несмотря на все перечисленные преференции, госпредприятия зачастую не показывают должной эффективности. Причем неэффективность госсектора, как свидетельствуют исследования экспертов Всемирного банка, маскируется в рамках вертикально-интегрированных цепочек (пример – холдинги), в которые нередко объединены госпредприятия.
«В Беларуси построение таких цепочек было обусловлено не мотивами эффективности, а административными мотивами. Зачастую к эффективным госпредприятиям присоединялись не совсем эффективные, чтобы в среднем было неплохо», — говорит Марина Баканова.
В рамках вертикально-интегрированных цепочек предприятия, которые подчинены головным организациям, получают субсидии, которые позволяют замаскировать собственную неэффективность. Как выяснили эксперты Всемирного банка, поставщики комплектующих формируют цену продукции, ориентируясь на издержки, а не на сигналы рынка, и тем самым имеют возможность перекладывать свою неэффективность на головные организации.
О неэффективной работе госсектора свидетельствует тот факт, что частные компании по производительности труда опережают государственные.
«За последние пять лет эффективность госпредприятий заметно снизилась. Почему так происходит? Почему госпредприятия, которые получают господдержку, не показывают более высоких показателей? Причина – в нерациональном использовании ресурсов», — констатирует Баканова.
Это видно, в частности, на примере использования трудовых ресурсов. Речь идет об избыточной занятости. По данным Всемирного банка, занятость на промышленных госпредприятиях по сравнению с аналогичными частными примерно на четверть выше.
По мнению экспертов Всемирного банка, для повышения эффективности реального сектора экономики Беларуси необходимо сделать ряд шагов. А именно – поэтапно отказаться от предоставления преференций госпредприятиям, что позволит оценить реальную эффективность последних.
Кроме этого, эксперты Всемирного банка рекомендуют реструктуризировать вертикально интегрированные госпредприятия за счет привлечения стратегических инвесторов на головные организации и приватизации предприятий-поставщиков комплектующих.
Реструктуризация госсектора, полагают специалисты Всемирного банка, позволит осуществить переток ресурсов (трудовых, финансовых) из менее производительных секторов экономики в более производительные.
«Эффект перелива ресурсов из менее производительных секторов экономики в более производительные может оказать значительный эффект для повышения темпов экономического роста в Беларуси», — полагает Марина Баканова.
Однако, реализация тех мер, о которых говорит Всемирный банк, предполагает глубокие структурные реформы. Привлечение стратегических инвесторов, приватизация госпредприятий неизбежно приведет к пересмотру существующей модели экономики, основанной на доминировании государственной собственности. В то же время руководство страны, судя по риторике, к такому повороту событий пока не готово.
Дмитрий ЗАЯЦ