Минский мясокомбинат как зеркало экспортного вектора

Источник материала:  
ПРЕЗИДЕНТ Беларуси Александр Лукашенко, принимая днями с докладом Премьер-министра Михаила Мясниковича, поставил перед Правительством задачу напрячься по экспорту, уменьшить дебиторскую задолженность. Решение валютной проблемы, по его мнению, необходимо сосредоточить «в материальном производстве: произвел, продал, получил деньги на внешних рынках». На XIV Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2012», которая прошла в Москве в первые дни второй декады октября, особым успехом пользовались мясные ряды белорусских предприятий. Решит ли блеск полученных там медалей проблему экспорта нашей продукции в Россию, которая вступила в ВТО?

В КАЧЕСТВЕ белорусской мясной продукции российские потребители и эксперты не сомневаются. Примером тому — высокие награды, которые мы получаем в соседнем государстве на самых престижных выставках и конкурсах. Вот и нынче с главного аграрного форума Российской Федерации «Золотая осень-2012» представители Минского, Борисовского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Калинковичского и Слуцкого мясокомбинатов, а также агрокомбинатов «Дзержинский» и «Скидельский» возвратились из Москвы с золотыми и серебряными медалями. Причем каждое предприятие отличилось сразу в нескольких номинациях.

Одну из главных позиций в системе Минсельхозпрода по экспорту мясной продукции в Россию занимает Минский мясокомбинат. Увеличению объемов ее реализации на рынке соседней страны способствуют постоянное обновление ассортимента, техническое переоснащение производства и внедрение новых технологий. На московской выставке их продукция также была удостоена дипломов и медалей.

Месяцем раньше успех сопутствовал минчанам и на XXI международной агропромышленной выставке-ярмарке «Агрорусь-2012» в Санкт-Петербурге, где мясокомбинат получил Гран-при «За высокое качество продовольственной продукции». Этот факт заслуживает особого внимания. И вот почему. Активно готовясь нынешним летом к августовскому вступлению в ВТО, российские аграрии не на шутку были встревожены торговыми рисками на мясном рынке. Как известно, в период объективного ужесточения конкурентной борьбы часто возникают различные подтасовки и недоразумения. Вспомним те же молочные войны, когда из каждой мелочи, «проскочившей» у какого-нибудь локального белорусского поставщика, раздували слона демпинговой конкуренции или производителя недоброкачественных товаров.

Летом такой звонок-предупреждение прозвучал и для Минского мясокомбината, хотя большое количество наград и дипломов говорит о том, что коллектив предприятия работает для достижения максимального уровня качества выпускаемой продукции.

В АВГУСТЕ Россельхознадзор обратился с просьбой к Госветслужбе Беларуси принять меры по обеспечению выпуска мясной продукции, соответствующей требованиям Таможенного союза. В числе многократных нарушителей назывался Минский мясокомбинат. Когда на месте начали разбираться в этом деле, то выяснилось, что в адрес предприятия был направлен лишь один протокол испытаний от 07.06.2012 г. № 12-5120, составленный Брянской межобластной ветеринарной лабораторией о выявленном несоответствии продукции санитарным требованиям. По данному факту Белорусская ветеринарная служба провела расследование, в ходе которого нарушений технологического процесса, условий хранения и реализации готовой продукции на предприятии не выявлено, о чем был составлен акт от 24.07.2012 г. и направлен в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Беларуси. Порчу товара, видимо, допустили в российской торговой сети. Информация о других фактах несоответствия продукции Минского мясокомбината требованиям Таможенного союза отсутствует.

Как видим, снова наводится тень на плетень. Примечательно, что не соответствующее действительности сообщение появилось на сайте Россельхознадзора за две недели до официального принятия России в ВТО. Какой ущерб понесет после этого шага соседей белорусский мясной экспортер на своем основном зарубежном рынке сбыта, пока сказать трудно. Но произойти там, судя по факту дискредитации Минского мясокомбината, могут любые неожиданности.

— Пока каких-то сбоев в поставках на российский рынок мы не ощущаем, — отмечает начальник отдела маркетинга Минского мясокомбината Наталья Дайлидова. — Продукцию отправляем согласно графиков в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж и другие города РФ. С января по сентябрь текущего года мы экспортировали своих продуктов почти на 19 миллионов долларов.

ПО МНЕНИЮ заместителя начальника главного управления внешнеэкономических связей Минсельхозпрода Беларуси Тамары Усачевой, которое она высказала в беседе с корреспондентом БЕЛТА, мы пока ощущаем лишь конъюнктурные ценовые колебания глобального рынка, которые неизбежно повторяет российский рынок продовольствия. В текущем году они были весьма ощутимы. В первом полугодии 2012-го на мировом рынке продовольствия отмечался заметный ценовой спад (на 10—15 процентов), во втором полугодии цены поползли вверх. В результате за первых шесть месяцев текущего года белорусский экспорт в Россию свинины и говядины вышел на минусовую рентабельность. Это своеобразная плата за сохранение места на российских продовольственных прилавках. Экспортные итоги года, возможно, будут выглядеть более утешительно. Уже с сентября пошли вверх цены на говядину.

Осуществляя стратегию наращивания продовольственного экспорта, Минсельхозпрод исходит из того, что его основу по-прежнему будет составлять продукция животноводства. Белорусская доля в российском аграрном импорте наиболее существенна по молочной продукции — около 40 процентов, по мясу и мясопродуктам — только 11. Ведомственные программы предусматривают в ближайшие годы опережающий рост экспортных поставок мяса.

Эксперты заявляют, что ценовые войны на территории России пока откладываются и предсказывают стабильно высокий уровень цен на глобальном рынке продовольствия в ближайшие год-полтора. Главным образом потому, что весь мир сейчас находится на пике стоимости товарных рынков. Среди конъюнктурных факторов упоминают не дотянувший до прогнозов урожай сои и кукурузы в США, основном поставщике кормовых культур.

ПЕРЕД началом нового раунда борьбы за российский рынок у белорусских экспортеров продовольствия возникает определенная временная фора. И наша обязанность этим тайм-аутом грамотно воспользоваться. Прежде всего, на всей мясной цепочке, от фермы до сбыта и экспортной логистики, необходимо снижать издержки производства и повышать производительность труда. Второй важной составляющей является овладение новыми инструментами проникновения на зарубежные рынки. Активное продвижение белорусских брендов, их узнаваемость позволят динамичнее работать с российскими розничными сетями, через которые идет основной товарооборот. Брендирование и переориентация на продукцию с более высокой добавленной стоимостью — вот способы удержаться на российском рынке и даже расширить на нем свое присутствие для белорусских производителей мясного ассортимента.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

←Собственники "Ростсельмаша" не собираются его продавать

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика