Белорусские гиганты должны стать понятными для инвесторов

Источник материала:  
17.10.2012 19:49 — Новости Экономики

Белорусские гиганты должны стать понятными для инвесторов

/

           


Белорусские гиганты должны стать понятными для инвесторов
Международный рынок капитала в последнее время подает признаки жизни. В Беларуси также стали активно обсуждать возможность выхода корпоративного сектора на рынок IPO (первичное публичное размещение акций). Эксперты говорят, что гиганты белорусской промышленности (а это в основном госпредприятия) могут провести размещение на иностранной бирже в лучшем случае через год, но для этого им предстоит стать более понятными для инвесторов.

Многие эксперты придерживаются мнения, что сейчас интерес к рынку IPO в первую очередь подогревается за счет российских компаний. Одно размещение 7,58% акций Сбербанка на 5,2 млрд долларов чего стоит. О своих серьезных планах заявили "Мегафон", "Роснано" и "М-Видео". По словам главного экономиста украинской инвесткомпании Dragon Capital Елены Белан, "после очередного вливания ликвидности на мировых фондовых площадках снова открылось окно возможностей для IPO". "Но поскольку риски для глобальной экономики сохраняются, инвесторы скрупулёзно изучают качество компаний, которые выходят на рынок, и оценивают макроэкономические риски страны", - говорит она.

Беларусь пока не может похвастаться высокими оценками по этим показателям. Все же макроэкономические риски остаются в Беларуси довольно высокими. Известные на мировых рынках компании есть в Беларуси, но их открытость и публичность оставляют желать лучшего.

В конце сентября "Делойт" совместно с Лондонской фондовой биржей провел мастер-класс по IPO для крупного бизнеса Беларуси. В частности, в Лондон были приглашены представители таких компаний, как БелАЗ, "Беларуськалий", "Гомсельмаш", "Промагролизинг", а также чиновники из Минэкономики и Минпрома. Ранее обозначили свой интерес к IPO государственный "Горизонт" и частный "Амкодор".

Глава "Горизонта" Юрий Предко планирует полученные от IPO средства "вкладывать в новый бизнес, в технологии, чтобы активнее использовать преимущества страны-члена Таможенного союза и Единого экономического пространства". Он признал, что выход на IPO — непростой процесс, но компания к нему идет целенаправленно, поскольку затем планирует приступить к созданию международного холдинга.

По словам гендиректора ИП "Делойт и Туш" Андрея Сурмача, одной из основных проблем белорусских предприятий на их пути к международному рынку капитала являются существующие подходы к корпоративному управлению. В частности, инвесторы хотят видеть в руководстве компании независимых директоров. Их присутствие позволяет дать дополнительную уверенность инвесторам в том, что решения основного акционера и менеджмента компании будут ориентированы на реализацию стратегии по развитию бизнеса и росту его капитализации, соблюдение интересов миноритариев. "Эти люди не имеют прямого отношения к компании. Но обладают авторитетом, богатым управленческим опытом, наделены соответствующими полномочиями в компании. Инвестор в случае возникновения спорных моментов может полагаться на мнение независимых директоров", - отмечает Сурмач. Однако в наблюдательные советы белорусских гигантов независимые директора не входят. Чтобы изменить существующее положение дел необходимо вносить изменения в законодательство, представителям государства – собственника проводить соответствующие решения для отдельных компаний.

Кроме того, по словам Сурмача, вознаграждение руководства предприятия не должно быть зарегулировано, а увязано с успехами компании в коммерческом и технологическом плане, с финансовыми результатами, рассчитанными по международным стандартам. "Инвесторы хотят быть уверенными в том, что руководство мотивировано преследовать цели, преследуемые ими самими. Соответственно наличие системы оценки деятельности руководства, мотивации бонусами, опционами на акции - это распространенные требования инвестора к потенциальному эмитенту", - говорит он.

По словам руководителя белорусского офиса "Делойта", для потенциальных инвесторов важно не только то, сколько компания стоит сейчас и сколько активов имеет в настоящее время, но и то, какой у нее потенциал по генерированию денежного потока, какая у нее стратегия продвижения, каковы возможности повышения доли рынка, как и за счет чего она будет конкурировать на рынках. Пока не редка ситуация, когда госпредприятия живут одним днем, пользуясь кредитной и налоговой поддержкой государства, разрабатывают довольно поверхностные, формальные бизнес-планы, не задумываются об интеграции страны в мировую экономику и связанных с этим рисках, и уж тем более о конкурентных преимуществах, которые может дать листинг и подготовка к нему.

Еще одна проблема корпоративного сектора Беларуси — нежелание раскрывать информацию. Многие акционерные общества Беларуси независимо от формы собственности стремятся держать результаты своей хозяйственной деятельности подальше от чужих глаз или вообще не предпринимают попыток составить отчетность по западным стандартам. При этом чтобы выйти на международный рынок капитала, необходимо отчитаться в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) за три последних года и быть готовым это делать на квартальной основе. Кстати, БелАЗ, который заявлен белорусским правительством в качестве первопроходца на рынок IPO, уже успел наработать необходимую финансовую историю и подтвердил ее заключением аудитора "большой четверки" "Делойта".

Не стоит забывать, что успех IPO зависит и от выбора площадки, то есть биржи, на которой компания будет размещаться. Для гигантов белорусской промышленности, конечно, лучше подходят глобальные площадки – типа Лондонской или Франкфуртской биржи. Средние компании могут пройти успешный листинг, к примеру, на Варшавской бирже либо на альтернативной площадки (AIM) той же Лондонской биржи. В последнее время украинские компании активно "окучивали" Варшаву. "Они выбирали Варшавскую биржу, потому что на ней были более мягкие требования к эмитенту, чем в Лондоне, проще и дешевле процедура подготовки к размещению. Плюс в Польше своя база инвесторов: местные пенсионные фонды активно развиваются и имеют избыток ликвидных средств", - говорит Елена Белан. Из компаний с белорусскими корнями столицу Польши покорили мажоритарный акционер "Милавицы" Silvano fashion group и производитель программного обеспечения и компьютеров ASBIS.

По словам Андрея Сурмача, с точки зрения международной кредитной истории, качества внешнего репортинга и репутации в настоящее время лучше всего подготовлены к IPO крупные белорусские банки. Но, к сожалению, в этом секторе, как и в ряде других, ориентированных на внутренний рынок, есть обстоятельство, умаляющее инвестиционную привлекательность – высокие бизнес-риски, обусловленные внутренней экономической нестабильностью.

Заинтересовать международного инвестора имеют больший шанс те потенциальные эмитенты из Беларуси, которые смогут продемонстрировать сильные экспортные позиции. "Экспортная ориентация бизнеса и географическая диверсификация продаж в определенной степени улучшает оценку валютных рисков при инвестировании", - говорит Сурмач. При достаточном аппетите инвестора к риску уровня развивающихся стран и стабилизации взаимоотношений Беларуси с развитыми западными экономиками, а также урегулировании упомянутых вопросов корпоративного управления компании машиностроения, добывающей отрасли и ИТ-индустрии, ориентированные на внешние рынки, имеют хорошие шансы оказаться первыми ласточками на рынке IPO среди белорусских эмитентов. В подтверждение этому Андрей Сурмач приводит пример недавнего размещения крупного регионального разработчика программного обеспечения EPAM Systems. Со штаб-квартирой в США и большей частью ресурсной базы в Беларуси в начале текущего года компания смогла разместиться на американской фондовой бирже NASDAQ. При этом нельзя сказать, что время было наилучшим как на внешних рынках капитала, так и в белорусской экономике.

←Сегодня в производственном объединении "Беларуськалий" прошло совещание по вопросам развития предприятия.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика