Государство опоздало с продажей своих пивных активов
За последние годы в пивную отрасль Беларуси пришли серьезные международные компании, конкурировать с которыми государственные предприятия оказались не в состоянии. В связи с этим государство сейчас готовит пивные активы к продаже, при том, что перспективы глобальной приватизации остаются в Беларуси туманными.
Проект указа: «Криница» продается Чижу
К настоящему времени, по информации Naviny.by, подготовлен проект указа, предусматривающий продажу акций ОАО «Криница». По имеющимся данным, проект госрешения прошел уже практически все согласования, в том числе и с силовыми ведомствами и, согласно последним сведениям, находится на рассмотрении в Минюсте.
Проект указа предусматривает продажу 25% акций «Криницы» компании «Трайпл», владельцем которой выступает известный белорусский бизнесмен Юрий Чиж. Остальную часть госпакета акций (государству сегодня принадлежит более 80% акций «Криницы») компания «Трайпл», согласно проекту госрешения, получит в доверительное управление.
К сегодняшнему дню подготовлено также решение о продаже акций еще одной государственной пивоваренной компании — «Брестское пиво». Правда, как сообщил Naviny.by информированный источник, знакомый с ситуацией, конкурс о продаже брестского предприятия пока не объявлен — «вопрос на согласовании на самом верху».
По имеющейся информации, решения о продаже акций перечисленных предприятий подготовлены в связи с тем, что государственным пивоварам тяжело конкурировать с международными компаниями (Carlsberg, Heineken, Olvi), которые присутствуют на белорусском рынке. Вследствие этого позиции госпредприятий слабеют.
Как показывает жизнь, те белорусские предприятия, которые принадлежат транснациональным компаниям, имеют гораздо больше возможностей для развития своего бизнеса, нежели гоcударственные.
К слову, «Пивзавод Оливария», принадлежащий Carlsberg Group, на днях в рамках лицензионного соглашения с материнской структурой начал производство в Беларуси известного немецкого пива Holsten. С учетом того, что этот продукт относится к премиальному сегменту, маржинальный доход с литра будет заметно выше, нежели в случае производства пива эконом-сегмента, выпуск которого давно освоили государственные пивоваренные компании.
Еще одна важная причина необходимости привлечения инвесторов на государственные предприятия связана с финансовым фактором. Госпредприятия констатируют, что не обладают сегодня необходимыми ресурсами для своего развития. «Криница», к примеру, в информационном меморандуме указывает, что слабыми сторонами предприятия является закредитованность и отсутствие прямых иностранных инвестиций.
Пивная приватизация: лучше поздно, чем никогда
Время для продажи пивных активов и привлечения инвестиций в отрасль сегодня не самое лучшее. Во-первых, ситуация на пивном рынке достаточно неопределенная, а прогнозы — нерадужные. Дело в том, что пивной акциз постоянно увеличивается, соответственно, рост цен на ячменный напиток опережает инфляцию, и этот процесс привел к тому, что объемы реализации отечественного пива на внутреннем рынке упали.
Наступающий 2013-й год также вызывает у пивоваров определенные опасения, поскольку существует вероятность, что ежеквартальный рост акцизов на пиво продолжится. Такие ожидания присутствуют в связи с тем, что Беларусь взяла курс на выравнивание своего пивного акциза до российского уровня.
«Каким образом будет выравниваться белорусский акциз с российским, непонятно. С 1 января 2013 года у нас будет акциз 2920 рублей за литр пива, в России — 15 рублей (в эквиваленте — 4200 белорусских рублей). Что будет с белорусским акцизом к концу 2013-го, мы не знаем. Поэтому прогнозировать развитие событий на пивном рынке сложно. Одно можно сказать определенно: рынок расти не будет, так как цены будут расти быстрее, чем инфляция», — полагает генеральный директор ОАО «Пивзавод Оливария» Михаил Чеченев.
С учетом сложной рыночной конъюнктуры можно сделать вывод, что стоимость пивных активов сегодня не может быть максимальной.
«Если рынок развивается, доля производителей растет, повышается и их рыночная стоимость. Сейчас рынок не растет, производители переживают не лучшие времена, и это сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли. На мой взгляд, максимальная цена активов, присутствующих на пивном рынке, была в 2008-2009 гг.», — отметил Михаил Чеченев, отвечая на вопрос корреспондента интернет-газеты Naviny.by.
В общем, продавать пивные активы государству стоило раньше — можно было выручить больше денег. Тем не менее, инвестконсультанты уверены, что, несмотря на сложные времена на пивном рынке, откладывать продажу государственных пивоваренных компаний не стоит.
Управляющий директор департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest Даниэль Крутцинна убежден, что следует как можно скорее привлекать стратегических инвесторов на «Криницу» и «Брестское пиво».
«Конкуренция на пивном рынке Беларуси постоянно ужесточается. В то же время на примере «Криницы» все хорошо увидели, что госкомпании тяжело конкурировать с международными игроками, которые присутствуют на рынке», — говорит Даниэль Крутцинна.
Слова эксперта подтверждает статистика за последние 6 лет, которая показывает, что за это время позиции государственных пивоваренных компаний на внутреннем рынке ослабли. В то же время производители («Пивзавод Оливария», «Лидское пиво», «Сябар», «Речицапиво»), которые были проданы крупным международным компаниям (Carlsberg, Heineken, Olvi), смогли увеличить свою долю на рынке.
Положение компаний на пивном рынке Беларуси
в 2006-м и в 2012 гг. (доля рынка, %)
*Примечание: в 2006-м году на рынке работали компании «Сябар» и «Речицапиво», которые в 2007-2008 гг. были приобретены концерном Heineken
**Источник: доля рынка приведена на основе данных «Белгоспищепрома»
Таким образом, время показывает, что успешно на рынке развиваются те компании, которые являются частными и имеют крупного зарубежного инвестора.
Лучшего стратегического партнера для «Криницы» удалось бы найти в том случае, если бы контрольный пакет акций госпредприятия был выставлен на открытую продажу — конкурс, полагает Даниэль Крутцинна.
«Было бы лучше объявить конкурс и создать конкуренцию среди крупных международных компаний, которые захотели бы приобрести «Криницу», — говорит Крутцинна.
Однако, добавляет он, с учетом того, что о продаже контрольного пакета акций госпредприятия сегодня речь не идет, то вряд ли блокирующий пакет акций «Криницы» заинтересовал бы крупных иностранных инвесторов.
«Вряд ли бы крупные зарубежные игроки согласились покупать блокирующий пакет акций, а остальной пакет получать в доверительное управление. Зарубежные инвесторы не доверяют государству, поэтому маловероятно, что кто-то из них согласился бы по такой схеме работать», — отмечает Крутцинна.
С другой стороны, закредитованность «Криницы» свидетельствует о том, что компании нужна ликвидность. Поэтому, полагает эксперт, привлекать каким-то путем инвестора на «Криницу» сегодня необходимо.
«Но лучше, повторюсь, было бы продавать контрольный пакет акций на открытом конкурсе», — резюмировал Даниэль Крутцинна.
Дмитрий ЗАЯЦ