Путин компенсировал Беларуси сокращение нефтяной контрабанды

Источник материала:  
12.10.2012 09:21 — Новости Экономики

Ухудшение торгового баланса нашей страны и сокращение бюджетных доходов Минска стали увязывать с прекращением экспорта из Беларуси растворителей и разбавителей. Однако это не вполне соответствует действительности.


Значение растворителей

Путин компенсировал Беларуси сокращение нефтяной контрабандыОбъем экспорта из Беларуси растворителей, разбавителей и смазочных материалов в 2012 году действительно составлял значительную сумму — около 400 млн. долларов ежемесячно. Поскольку положительное торговое сальдо товарами находилось в районе 350 млн. долларов в месяц, многие аналитики приписывали это «торговое чудо» исключительно растворительному бизнесу, игнорируя при этом его обратную сторону — стоимость импорта российских нефтепродуктов, из которых эти самые растворители и производились.

Если же вычесть стоимость завезенного сырья, то положительный эффект от экспорта растворителей и разбавителей равняется лишь сумме пошлин, которую Минск недоплачивал России за реэкспорт ее бензина. К примеру, в июне и июле Беларусь продавала на внешние рынки в среднем по 400 тысяч тонн растворителей и разбавителей. Повышенная пошлина на бензин (0,9 от пошлины на сырую нефть) в этот период составляла в среднем 350 долларов за тонну. Таким образом, в реальности растворительный бизнес приносил Беларуси (а точнее — отдельным белорусским предпринимателям) около 140 млн. долларов в месяц.


Смазочные материалы

Правда, растворители и разбавители — не единственная схема, по которой Беларусь реэкспортировала российские углеводороды. Экспорт смазочных материалов из нашей страны увеличился в 2012 году более чем в 40 раз — до 1,6 млн. тонн.

При этом в прессе почти не упоминается тот факт, что, в отличие от разбавителей, масла и смазочные материалы облагаются при вывозе стандартной экспортной пошлиной на нефтепродукты, что делает данное прикрытие бессмысленным для реэкспорта, например, дизельного топлива. Правда, вывозная пошлина на бензин, как известно, превышает единую ставку на нефтепродукты. Но, учитывая, что бензин можно было экспортировать под видом беспошлинных растворителей, наиболее вероятным представляется, что под видом смазочных материалов реэкспортировалась сырая нефть.

Как бы то ни было, максимальный доход, который Беларусь могла получать на тонне «смазочных материалов» — это разница между пошлиной на сырую нефть (в среднем за июнь и июль чуть меньше 400 долларов) и единой пошлиной на нефтепродукты (около 260 долларов). Другими словами — 140 долларов на тонне, а всего — 28 млн. долларов в месяц (из расчета, что среднемесячный экспорт смазочных материалов из Беларуси в июне-июле составлял около 200 тысяч тонн).


Биодизель продолжает приносить доход

Существует еще и третья схема реэкспорта — дизельного топлива под видом биодизеля. Но этот канал пока остается нетронутым. Как сообщили интернет-газете Naviny.by нефтетрейдеры, в августе экспорт дизельного топлива в Беларусь составил 269 тысяч тонн, а по итогам сентября ожидается его увеличение.


Нефтяные трансферты компенсировали все потери

Таким образом, потери белорусских нефтяников после прекращения экспорта растворителей, разбавителей и смазочных материалов составили менее 170 млн. долларов в месяц. Правда, и этими деньгами разбрасываться не приходится. Ведь в год — это уже более полутора миллиарда долларов чистой прибыли. Но Минск этот доход и не потерял.

Названные схемы реэкспорта были прекращены в августе, но лишь после того, как нефтяные трансферты (сумма экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которую Беларусь перечисляет России) уменьшились в июле почти в два раза — на 186 млн. долларов, а экспорт нефтепродуктов тогда, наоборот, увеличился. На основании чего это произошло, еще предстоит разобраться. В белорусском Таможенном комитете отказываются говорить на эту тему, ссылаясь на конфиденциальность информации. Но то, что это не могло произойти без ведома российских властей — факт.

Таким образом, прогноз, который Naviny.by озвучили в середине августа (еще до того, как были обнародованы приведенные выше данные), полностью подтвердился («Путин, скорее всего, компенсирует Минску убытки от ликвидации контрабандного канала, позволив оставлять себе часть экспортных пошлин на нефтепродукты», — предсказывали тогда мы).

Приведу еще одну цитату из статьи-прогноза: «В этой ситуации Лукашенко потеряет мало (а может, и выиграет), а «медведевские» нефтяники потеряют немалый источник доходов».

Действительно, потеряв в общей сложности 170 млн. долларов в месяц на сложных схемах реэкспорта, Минск взамен получил в июне 186 млн. прямиком в бюджет, и этим доходом не обязан делиться с российскими поставщиками.


Растворители не портили и статистику

Хотя нефтяные трансферты и не учитываются в расчете баланса торговли товарами, прекращение экспорта растворителей и смазочных материалов практически не повлияло и на значение торгового сальдо Беларуси.

Если сравнить данные Белорусского таможенного комитета за июнь, июль и август, мы, действительно, увидим в августе уменьшение экспорта по статьям ВЭД 34 «прочие химические продукты» (растворители и разбавители) на 232 млн. долларов по сравнению с предыдущим месяцем. А также по статье ВЭД 38, включающей «смазочные материалы» — на 132 млн. долларов. Но в том же августе белорусский импорт из РФ «топлива минерального» (ВЭД 27) снизился по сравнению с июлем еще больше — на 411 млн. долларов!

Таким образом, очевидно, что если разбавители со смазочными материалами и сыграли роль в резком ухудшении белорусского торгового сальдо в июле (на 160 млн. долларов) и августе (на пол-миллиарда), то вовсе не ключевую.

О том, за счет чего на самом деле ухудшаются показатели белорусской внешней торговли, а также о причинах и возможных последствиях нового нефтяного скандала между Москвой и Минском — в наших публикациях в начале следующей недели.



Стась ИВАШКЕВИЧ
←Российский бизнесмен о Чехии: бедный чех живет намного лучше и качественнее, чем бедный россиянин

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика