Разгон кредитования грозит новым ростом цен
Дефицит ликвидности в банковском секторе и резко возросшие процентные ставки по межбанковским кредитам вызваны ростом кредитованной активности банков, считают эксперты. За январь-август лимит по приросту требований банков к экономике был практически исчерпан, и в сентябре, по информации Naviny.by, темпы роста кредитования уже перешли допустимый рубикон. Разгон кредитной активности, полагают специалисты, может спровоцировать новый виток инфляции.
На пороге кредитного бума
Ставки по межбанковским кредитам в нацвалюте достигли на этой неделе очередного рекорда, приблизились вплотную к отметке 55%. К слову, до сентября ситуация была противоположной – ставки на межбанке были ниже уровня ставки рефинансирования и находились в районе 20%.
Рост процентных ставок на межбанковском рынке вызван дефицитом ликвидности, которая сложилась ввиду возросшей кредитной активности банков. Банкиры констатируют, что как госбанки, так и финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на розничном кредитовании, в последние месяцы активизировали выдачу кредитов.
«Госбанки заняли активную позицию по кредитованию госпрограмм. С другой стороны, сентябрь-октябрь показывает, что присутствует спрос со стороны населения на потребительские кредиты. Поэтому те банки, которые специализируются на розничном кредитовании, активизировали выдачу потребительских кредитов», — констатирует эксперт Naviny.by в банковских кругах.
Между тем, рост кредитной активности банков привел к тому, что уже к началу сентября требования банков к экономике выросли с начала года на 21,9%. Более того, по информации Naviny.by, в сентябре было превышено годовое задание (23%) по приросту требований банков к экономике.
Прирост требований банков к экономике
с начала года (в процентах)
Источник:Бюллетень банковской статистики
Все наблюдатели констатируют, что основной вклад в прирост требований банкам к экономике формируется за счет финансирования госпрограмм.
«За август требования банков к экономике выросли примерно на 10 трлн. рублей, в том числе за счет увеличения требований к государственным нефинансовым организациям – более чем на 6 трлн. рублей. Это свидетельствует о том, что основная часть ресурсов была выдана в рамках госпрограмм», — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Банкиры также указывают на то обстоятельство, что основная масса кредитных ресурсов уходит в госсектор. «Государство сегодня стимулирует развитие экономики за счет госпрограмм через госбанки», — констатирует представитель одного из банков.
Эксперты в банковских кругах уверены, что разгон кредитной активности в рамках госпрограмм связан со стремлением правительства достичь к концу года запланированных темпов роста ВВП (5-5,5%). От выполнения этого главного макроэкономического показателя во многом зависит судьба нынешнего состава правительства. В Совмине это, видимо, прекрасно понимают, поэтому заявляют, что показатель по росту ВВП будет выполнен.
Наблюдатели констатируют, что у правительства реально существует лишь один источник стимулирования внутреннего спроса для достижения запланированных темпов экономического роста. «Это ресурсы госбанков», — констатирует эксперт Naviny.by в банковских кругах.
Правительство заинтересовано в ВВП
Между тем, Нацбанк придерживается в этом году достаточно жесткой позиции, которая не позволяет госбанкам рассчитывать на получение дешевых ресурсов для подкрепления ликвидности. Более того, центральный банк, несмотря на прогнозное задание по снижению ставки рефинансирования, отказался в октябре снижать учетную ставку с целью стимулирования кредитной активности.
Эксперты отмечают, что в действиях правительства и Нацбанка прослеживаются разные приоритеты.
«Правительство заинтересовано в ВВП и финансовой стабильности, а Нацбанк – в финансовой стабильности и в ВВП. Возникает вопрос, как совместить разную приоритетность целей в рамках единой денежно-кредитной политики», — подчеркивает эксперт Naviny.by в финансовых кругах. По его мнению, резкий рост ставок на межбанке является явной реакцией рынка на существующие противоречия между правительством и Нацбанком.
Стимулирование внутреннего спроса, к которому ради достижения роста ВВП прибегают власти, могут подогреть инфляционные ожидания населения и спровоцировать рост цен.
«В связи с прошлогодней ситуацией инфляционные ожидания сохраняются, и любой шок может стимулировать вкладчиков менять валюту сбережений. Кредитная накачка экономики в такой ситуации будет вызывать дополнительное беспокойство у участников рынка за стабильность цен», — полагает Дмитрий Крук.
Наращивание кредитной активности в текущем году наверняка не лучшим образом отразится и на отношениях с кредиторами – Антикризисным фондом ЕврАзЭС (АКФ) и МВФ – переговоры с которыми белорусское правительство возобновляет в октябре.
Наблюдатели отмечают, что соблюдение параметра по приросту требований банков к экономике на уровне не более 23% в целом за год позволило бы выполнить соответствующее требование АКФ. Вместе с тем, превышение этого параметра в сентябре может вызвать неодобрительную реакцию со стороны кредитора.
«Как белорусские банки кредитуют экономику – это вопрос не только внутренний, но и внешний и напрямую влияет на перспективы получения новых внешних заимствований», — отмечают эксперты Naviny.by в банковских кругах.
Обнадеживает, что решительную позицию по вопросу приостановления кредитной активности занимает центральный банк. Председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова в минувшую среду, общаясь с журналистами, заявила, что регулятор будет оказывать поддержку ликвидности банков «в очень-очень ограниченных размерах» и в целях кредитования подкреплять ликвидность госбанков не будет.
Между тем, наблюдатели опасаются, что давление на госбанки по кредитованию госпрограмм будет возрастать. Такие ожидания связаны с тем, что правительство намерено выполнять доведенное задание по темпам роста ВВП, а обеспечить достижение этой задачи без стимулирования кредитной активности практически нереально.
Дмитрий ЗАЯЦ