Беларусь скупает Карелию?
Куда уходит карельский лес? Кто пилит национальное достояние?
С какими проблемами сталкивается человек при строительстве дома, мои друзья знают не понаслышке. А если дом деревянный? Уже пять лет не могут пригласить на новоселье: качественных отделочных пиломатериалов на рынке все меньше и стоят неподъемных денег, потому что продаются через перекупов. Для удешевления приходится самому проходить все этапы подготовки материала: купить доску, найти, где ее обработать, привезти – а потом еще разыскать того, кто мог бы выполнить отделку грамотно, чтобы не столкнуться с неприятностями вроде треснувшей или «скрученной» вагонки и пола со щелями.
Как же так? При такой стремительной «строительной гипермаркетизации» Беларуси люди вынуждены решать всё те же проблемы из прошлого века?
О белорусском рынке строительного ритейла, об особенностях частного домостроения в Беларуси, о наиболее востребованных пиломатериалах — наш разговор с директором компании «Карельский лес», магистром бизнес-администрирования Сергеем Леоновичем ТЕНТЕВИЦКИМ.
— Сергей Леонович, рынок стройматериалов в Беларуси на данный момент – это рынок продавца или покупателя?
— Компания «Карельский лес» на рынке Беларуси работает с 2008 года, я в этом бизнесе почти 10 лет и могу сказать, что в период кризиса, да и сейчас еще правила диктует покупатель, и его выбор обусловлен в первую очередь ограниченным бюджетом. И мы среагировали на запросы — предлагаем более востребованные дешевые опции по пиломатериалам, например вагонку классов В и С, белорусскую продукцию. 2010-2011 г. были провальными — индивидуальное строительство, на которое ориентирована наша компания, приостановилось. С этого года рынок стройматериалов постепенно отвоевывает позиции, достигнутые до кризиса. Уже наметилась тенденция к строительству деревянных домов. К примеру, в России деревянное домостроение составляет 30-40%. У нас люди только начинают понимать преимущества натуральных, экологичных материалов.
— А что дает степень магистра в бизнесе?
— Диплом МВА полностью меняет взгляд на бизнес. Почему-то считается: чтобы быть врачом, учителем, нужно образование, а в бизнес пришел – и работаешь. Нет. Для этого тоже нужны специальные знания. И крупный бизнес это понимает. Диплом МВА полностью меняет взгляд на бизнес, помогает правильно выстраивать отношения с персоналом, покупателем.
— Какое место в структуре рынка стройматериалов занимает ваша компания?
— В силу особенностей нашей продукции (это вагонка, имитация бруса, доска пола, блок-хаус) ритейлеры ею практически не занимаются, поскольку понятие розницы у нас весьма условное. Человек редко придет за парой досок, как правило, закупают материал для отделки определенной площади. Хотя могу сказать, что крупные ритейлеры – строительные гипер- и супермаркеты – покупают продукцию в том числе и у нас и реализуют со своей наценкой. А зачем покупателю переплачивать, если проще обратиться напрямую к производителю, т.е. в нашу компанию.
— А что предлагает ваша компания?
— Мы занимаемся производством, реализацией и доставкой пиломатериалов, а также выполняем монтажные работы любой сложности. Наш завод расположен на севере Карелии под Медвежьегорском, что позволяет работать с самым качественным сырьем. Если белорусское дерево срезается в возрасте 20-30 лет, то северное – в 100-летнем. Корабельные мачты делались только из карельского дерева. Поскольку это самый северный регион России, дерево растет медленнее, следовательно, структура древесины более плотная, оно меньше подвержено воздействию синевы, гнили, жуков-точильщиков. Таких запасов качественной древесины и в таких объемах в Беларуси нет. Обработка осуществляется на высококлассном немецком оборудовании Weinig опытными специалистами. Вся продукция упаковывается в термоусадочную пленку, перевозка занимает 1 день. Хранится на сухом складе.
— И в чем выгода для покупателя?
— Мы поставляем продукцию с одного завода и гарантируем качество северной древесины. И при всех преимуществах цена на карельское дерево у нас равна цене на белорусское. Другие продавцы могут привозить разные партии, от разных производителей, даже из средней полосы России, где дерево практически не отличается от белорусского. И, к сожалению, покупатель узнает об этом слишком поздно – когда проявятся дефекты в уже смонтированном полу, например.
Кроме традиционных опций мы единственные на белорусском рынке предлагаем тонкую имитацию бруса – 12,5х121 помимо толстой имитации – 20х145.
Также мы первая компания, работающая с белорусскими натуральными маслами для пропитки древесины – это льняное масло, использовавшееся еще нашими предками при строительстве жилья, и натуральная олифа. Думаю, преимущества натурального перед синтетическим понимает каждый: нет запаха, формируется стойкое антибактериальное, противопожарное покрытие. После пропитки льняным маслом даже можно не покрывать декоративными составами и краской, поскольку оно подчеркивает натуральную структуру дерева и смотрится красиво само по себе. К тому же намного дешевле импортных пропиток.
— Вагонка продается кубами, а покрыть надо площадь, как сориентироваться?
— Наша компания реализует продукцию метрами квадратными сразу. Мы всегда рады проконсультировать и рассчитать, сколько потребуется материала на вашу площадь, с минимальным количеством обрезков.
— Есть мнение, что для монтажа вагонки никаких специальных навыков не требуется...
— Хотел бы предостеречь от этого заблуждения. Я не рекомендовал бы доверять отделку пиломатериалами строителям, которые заливают фундамент и рубят дом. Наша строительная бригада очень часто выезжает на случаи переделки после таких мастеров широчайшего профиля. А переделать всегда дороже, чем выполнить отделку сразу. В Беларуси мало специалистов, правильно работающих с вагонкой. Мы используем специальные крепления, толстые материалы уложим так, чтобы не было видно гвоздей. Также, доставив вагонку, мы даем ей подышать 48 часов, чтобы она «акклиматизировалась» в условиях вашего дома или бани. На строительные работы даем гарантию 1 год. Если сделать заказ в нашей компании в полном объеме – материалы плюс монтаж — это обойдется ненамного дороже просто покупки у нас материала.
— Что чаще заказывают на данный момент?
— Если летом было больше заказов на внешние работы, то сейчас возрастает спрос на внутренние – это отделка дома и бани. Тому, кто строит баню, следует знать, что вагонку из лиственных пород – ольхи, осины – целесообразно использовать только для парилки, в остальных помещениях бани – нет смысла, следовательно, и переплачивать не стоит.
— А предусмотрены какие-то акции?
— Да. У нас есть постоянные распродажи – например, остатков – на 30% дешевле. Проводим периодические акции, где предлагаем дешевые позиции. Как раз сейчас у нас — скидки.
— А если одним словом, все-таки почему Карелия?
— Если одним, то, пожалуй, Свобода. Достаточно один раз побывать в Карелии - и вы все поймете.
— Спасибо за беседу.
Вас с радостью проконсультируют на сайте:
http://www.karelles.by
и по телефонам:
+375 (44) 7 073 073
+375 (29) 7 053 053
А также в офисе:
Минск, ул. Ольшевского, 10, 304а
Людмила ЩЕРБА