Стрелки без эффекта
Переход на зимнее время не играет решающей роли в экономии электроэнергии
Об этом сообщила начальник производственно-технического отдела ГПО «Белэнерго» Ольга Прудникова.
«Одним из вопросов мотивации перехода на зимнее время был вопрос об экономии электроэнергии. Ведь наше энергопотребление в некоторой мере привязано и к продолжительности светового дня. Основной эффект от перевода стрелок часов был вызван тем, чтобы максимально использовать световую часть дня как в своей производственной деятельности, так и в личной», — сказала Ольга Прудникова.
По ее словам, эффект действительно наблюдался, но только в течение месяца после того, как стрелки переводились, и только в период перехода на летнее время, то есть весной.
Ольга Прудникова пояснила, что это было связано с тем, что люди вставали на час раньше, захватывая лишний час светового времени. «Приходя на работу, не требовалось включать освещение, а вечером, возвращаясь домой, мы имели так называемое смещение вечернего максимума нагрузки за счет того, что бытовая часть нагрузки приходилась на более ранний период. Таким образом, максимум вечерний снижался, соответственно, потребление суточной электроэнергии в целом по республике также снижалось», — рассказала специалист.
За счет такого смещения в течение месяца, пока этот эффект наблюдался, в Беларуси удавалось сэкономить 20 млн. кВт/ч электроэнергии. Но если сравнивать такую экономию с тем потреблением электроэнергии, которое сегодня имеется в стране (около 37 млрд. кВт/ч в год), то она составляет всего 0,05 %, то есть является довольно несущественной.
Кроме того, по словам Ольги Прудниковой, в случае перевода стрелок осенью на зимнее время этот эффект нивелировался. «Опять же это можно почувствовать на бытовом уровне: мы на час позже встаем, на час позже заканчивается наша активная деятельность. Бытовая жизнь зимой происходит в темное время суток, и вечерний максимум нагрузки увеличивается. Соответственно, мы вечером начинаем потреблять больше электроэнергии, и образуется перерасход», — пояснила она.
Таким образом, весенняя экономия с точки зрения энергоресурсов за счет осеннего перерасхода сводилась к нулю.
От перехода на зимнее время Беларусь отказалась вместе с Россией в прошлом году. Сегодня в России вновь активно обсуждается вопрос о целесообразности перехода. В Беларуси такое решение пока не рассматривается.