"Атлант" пустил журналистов на завод стиральных машин
28.09.2012 09:32
—
Новости Экономики
Начиналась история "Атланта" в 1959 году, когда на базе завода газовой аппаратуры начали подготовку к выпуску бытовых холодильников. Первая продукция народного потребления - игрушечные коляски и керосинки "Везувий". Замечательное название: всегда стоит опасаться, что устройство зальет вашу кухню, как некогда вулкан залил Помпеи. А в 1962 году был выпущен первый холодильник "Минск-1". Модель три в одном: шкафчик, холодильник, стол, или, говоря современными терминами, встроенный холодильник. Первому минскому холодильнику - пятьдесят лет. Любопытно, что совсем недавно в продуктовой линейке снова появился встроенный холодильник. С чего начали - к тому и пришли через полвека.
В 2010 году был выпущен 30-миллионный холодильник, сейчас в Беларуси "Атлант" занимает 80% рынка. Выпущены опытные модели холодильников с классом энергоэффективности А++. Однако рыночные перспективы их в Беларуси пока очень низки: чтобы выдержать такой класс эффективности, холодильную камеру необходимо делать на 30% меньше по объему, чем у других моделей, но стоить они при этом будут вдвое дороже. Так что цена сэкономленной электроэнергии пока не оправдывает таких затрат. В будущем, когда граждане будут оплачивать 100% коммунальных затрат, а само электричество станет дороже, холодильники класса А++ станут востребованы.
Стиральные машины белорусского производства появились в 2003 году - тогда это была "отверточная" сборка итальянских моделей. Но уже с 2007 года выпускаются самостоятельные модели. Для их производства в Шабанах был выстроен новый завод, который, как говорит директор компании Виктор Степанович Шумило, был спроектирован специалистами "Атланта", они же занимались закупкой оборудования и созданием всей сборочной линии - конвейера. В планах на этот год - выпустить 300 тысяч машин. Предприятие работает в три смены - и с вычетом выходных и праздников получается, что за сутки изготавливается 1.200 "стиралок", или 400 машин за смену, или 50 машин в час. Чуть более, чем по минуте на каждую. К слову, холодильник на заводе появляется каждые 17 секунд. Как горячие пирожки.
В модельной гамме - 6 разных линеек стиральных машин, - всего 48 различных модификаций. И специалисты компании все время работают над новыми моделями. Экскурсия журналистов на завод была приурочена к началу производства стиральной машины класса энергоэффективности А++, а также "машинок" с загрузкой до 7 кг белья. С тех пор, как на барановичском заводе наладили выпуск компрессоров для холодильников и электродвигателей для стиральных машин (технология "движков" закуплена у компании Bosch), "Атлант" стал единственным в СНГ производителем бытовой техники, который и продукцию, и основные комплектующие к ней выпускает своими силами. Между прочим, запчасти к "стиралкам" выпускаются еще десять лет после снятия модели с производства. А десять лет - это расчетный срок жизни стиральной машины.
Сталь для машин закупается в России, "химия" - в Европе, многие остальные компоненты - белорусского производства. На заводе установлены современные технологические линии, которые штампуют корпуса, металлические барабаны, полимерные корпуса этих барабанов и всю другую оснастку. На конвейере во многом - ручной труд; здесь трудится немало девушек. Это не значит, что все операции по сборке выполняются исключительно вручную. Без автоматизированных кранов, шуруповертов и прочих электроинструментов соединить барабан с корпусом и установить все прочее оборудование невозможно. Если бы, как утверждают скептики, на заводе было устаревшее оборудование и рабский ручной труд, - разве можно было бы в таком темпе выпускать продукцию?
Здесь же, рядом с конвейером, установлен стенд испытания машин: в них подается вода, щупы-манипуляторы нажимают кнопки, запускается процесс "стирки", - все в автоматическом режиме. Так что если вдруг в купленной вами "стиралке" оказались остатки воды - знайте: она прошла испытания на заводе.
Кстати, для испытаний на "Атланте" имеется специальная лаборатория. Все разрабатываемые новые "стиралки" должны быть испытаны на соответствие стандартам, которые на заводе разрабатывают сами с учетом европейских требований. Чтобы было, с чем сравнивать, используется специальная эталонная стиральная машина, которую просто так, без электронной карточки, не запустишь. Сравнивая новую разработку с эталоном, можно понять, какой класс стирки и энергоэффективности обеспечивает новая модель. Для испытания машины используется и специальная "эталонная" вода, которая готовится в огромном баке-бойлере, где простую воду доводят до нужной температуры и добавляют минеральных веществ в соответствии с программой. "Белье" используют тоже эталонное, к которому пришиваются специальные куски ткани с "эталонным" загрязнением. Эталонные же образцы показывают, как должно выглядеть "эталонное грязное белье" после стирки. И закладывать это белье в машину имеет право только один человек. Пять дней таких испытаний обходятся в 3.000 евро. Помимо своих машин, здесь же испытывают и образцы конкурентов. Как говорит замначальника испытательного центра Владимир Рожков, "конкуренты предпочитают ошибаться в сторону улучшения характеристик своих стиральных машин", то есть - немного приукрашивают показатели.
Тут же на динамометрических стендах испытывают барабаны на вибрацию. Специалисты говорят: тише будет работать та "стиралка", которая тяжелее. Чем больше там балласта (к барабанам крепятся два больших куска пенобетона), тем меньше будет биений и вибраций.
В соседнем большом зале 54 машины проходят "нагрузочное тестирование". По стандарту, за 10 лет машина должна отработать 2.500 стирок. Это значит, что за три дня должно проводиться 2 стирки, - по статистике, лишь 12-14% белорусских семей используют "стиралку" в таком режиме. Тем не менее, за соблюдением качества следят. В этом испытательном цеху машины должны отработать 1.840 стирок, а некоторые новые модели "прогоняют" по полной - две с половиной тысячи раз. Еще пятьдесят машин ждут своей очереди. Часть из них - серийные образцы, но с некоторыми измененными характеристиками.
Мы поинтересовались: какие стиральные порошки и "антинакипины" рекомендует "Атлант" для своих машин? Владимир Рожков ответил, что порошки они официально не рекомендуют: те часто меняют свои характеристики, - поди-ка уследи за всеми. Но, кстати, на испытаниях пользуются самым простым порошком белорусского производства, - чтоб даже при использовании так называемого "обычного" порошка результат был отличным. А что касается "антинакипинов" и прочих "калгонов" - то гораздо полезнее, говорит он, просто запускать время от времени стирку с лимонной кислотой.
28 сентября прошел День машиностроителя. К этому дню специалисты завода разработали и построили опытный образец посудомоечной машины. Директор "Атланта" заявил, что через 5-10 лет "посудомойка" должна быть в большинстве семей. Сегодня на рынке СНГ их продается лишь около 200.000 штук в год. Виктор Степанович, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что у него дома стоит техника "Атлант", и она порой выходит из строя до окончания гарантийного срока - "как и у всех". По статистике, 1% холодильников и 15-18% стиральных машин ломаются еще во время гарантийного срока, и это не только у "Атланта", а у всех производителей. То, что ломается каждая шестая "стиралка" - не вина конкретного белорусского предприятия. В Интернете часто можно встретить отзывы вроде "Стиральная машина "Атлант" сломалась через несколько месяцев, а у друга "Самсунг" уже пять лет работает без поломок". Но нужно учитывать, что около 60% все стиральных машин в белорусских семьях - это именно "Атлант", так что вполне понятно, что среди всех "стиралок" всей Беларуси "Атланты" ломаются чаще остальных марок, но в пересчете на число выпущенной продукции статистика поломок примерно одинаковая у всех фирм.
Компании за последнее время удалось снизить себестоимость производства стиральной машины на 20 евро, - при цене самой дешевой "стиралки" в 180 евро это очень хороший показатель, - более 10%. А между тем, выработка в пересчете на одного работника предприятия составляет более 60.000 евро. Как мы помним, средняя зарплата в стране за август - 4.084.995 рублей. На "Атланте" средняя зарплата за тот же месяц составила 5.150.000 рублей. А вот величину своей зарплаты директор Виктор Шумило не назвал, сославшись на коммерческую тайну. Но, отметил он, по его мнению, его зарплата раз в двадцать меньше гендиректора литовской компании Snaige Гядиминаса Чейки.
Александр Лычавко, OPEN.BY
Фото автора
В 2010 году был выпущен 30-миллионный холодильник, сейчас в Беларуси "Атлант" занимает 80% рынка. Выпущены опытные модели холодильников с классом энергоэффективности А++. Однако рыночные перспективы их в Беларуси пока очень низки: чтобы выдержать такой класс эффективности, холодильную камеру необходимо делать на 30% меньше по объему, чем у других моделей, но стоить они при этом будут вдвое дороже. Так что цена сэкономленной электроэнергии пока не оправдывает таких затрат. В будущем, когда граждане будут оплачивать 100% коммунальных затрат, а само электричество станет дороже, холодильники класса А++ станут востребованы.
Стиральные машины белорусского производства появились в 2003 году - тогда это была "отверточная" сборка итальянских моделей. Но уже с 2007 года выпускаются самостоятельные модели. Для их производства в Шабанах был выстроен новый завод, который, как говорит директор компании Виктор Степанович Шумило, был спроектирован специалистами "Атланта", они же занимались закупкой оборудования и созданием всей сборочной линии - конвейера. В планах на этот год - выпустить 300 тысяч машин. Предприятие работает в три смены - и с вычетом выходных и праздников получается, что за сутки изготавливается 1.200 "стиралок", или 400 машин за смену, или 50 машин в час. Чуть более, чем по минуте на каждую. К слову, холодильник на заводе появляется каждые 17 секунд. Как горячие пирожки.
В модельной гамме - 6 разных линеек стиральных машин, - всего 48 различных модификаций. И специалисты компании все время работают над новыми моделями. Экскурсия журналистов на завод была приурочена к началу производства стиральной машины класса энергоэффективности А++, а также "машинок" с загрузкой до 7 кг белья. С тех пор, как на барановичском заводе наладили выпуск компрессоров для холодильников и электродвигателей для стиральных машин (технология "движков" закуплена у компании Bosch), "Атлант" стал единственным в СНГ производителем бытовой техники, который и продукцию, и основные комплектующие к ней выпускает своими силами. Между прочим, запчасти к "стиралкам" выпускаются еще десять лет после снятия модели с производства. А десять лет - это расчетный срок жизни стиральной машины.
Сталь для машин закупается в России, "химия" - в Европе, многие остальные компоненты - белорусского производства. На заводе установлены современные технологические линии, которые штампуют корпуса, металлические барабаны, полимерные корпуса этих барабанов и всю другую оснастку. На конвейере во многом - ручной труд; здесь трудится немало девушек. Это не значит, что все операции по сборке выполняются исключительно вручную. Без автоматизированных кранов, шуруповертов и прочих электроинструментов соединить барабан с корпусом и установить все прочее оборудование невозможно. Если бы, как утверждают скептики, на заводе было устаревшее оборудование и рабский ручной труд, - разве можно было бы в таком темпе выпускать продукцию?
Здесь же, рядом с конвейером, установлен стенд испытания машин: в них подается вода, щупы-манипуляторы нажимают кнопки, запускается процесс "стирки", - все в автоматическом режиме. Так что если вдруг в купленной вами "стиралке" оказались остатки воды - знайте: она прошла испытания на заводе.
Кстати, для испытаний на "Атланте" имеется специальная лаборатория. Все разрабатываемые новые "стиралки" должны быть испытаны на соответствие стандартам, которые на заводе разрабатывают сами с учетом европейских требований. Чтобы было, с чем сравнивать, используется специальная эталонная стиральная машина, которую просто так, без электронной карточки, не запустишь. Сравнивая новую разработку с эталоном, можно понять, какой класс стирки и энергоэффективности обеспечивает новая модель. Для испытания машины используется и специальная "эталонная" вода, которая готовится в огромном баке-бойлере, где простую воду доводят до нужной температуры и добавляют минеральных веществ в соответствии с программой. "Белье" используют тоже эталонное, к которому пришиваются специальные куски ткани с "эталонным" загрязнением. Эталонные же образцы показывают, как должно выглядеть "эталонное грязное белье" после стирки. И закладывать это белье в машину имеет право только один человек. Пять дней таких испытаний обходятся в 3.000 евро. Помимо своих машин, здесь же испытывают и образцы конкурентов. Как говорит замначальника испытательного центра Владимир Рожков, "конкуренты предпочитают ошибаться в сторону улучшения характеристик своих стиральных машин", то есть - немного приукрашивают показатели.
Тут же на динамометрических стендах испытывают барабаны на вибрацию. Специалисты говорят: тише будет работать та "стиралка", которая тяжелее. Чем больше там балласта (к барабанам крепятся два больших куска пенобетона), тем меньше будет биений и вибраций.
В соседнем большом зале 54 машины проходят "нагрузочное тестирование". По стандарту, за 10 лет машина должна отработать 2.500 стирок. Это значит, что за три дня должно проводиться 2 стирки, - по статистике, лишь 12-14% белорусских семей используют "стиралку" в таком режиме. Тем не менее, за соблюдением качества следят. В этом испытательном цеху машины должны отработать 1.840 стирок, а некоторые новые модели "прогоняют" по полной - две с половиной тысячи раз. Еще пятьдесят машин ждут своей очереди. Часть из них - серийные образцы, но с некоторыми измененными характеристиками.
Мы поинтересовались: какие стиральные порошки и "антинакипины" рекомендует "Атлант" для своих машин? Владимир Рожков ответил, что порошки они официально не рекомендуют: те часто меняют свои характеристики, - поди-ка уследи за всеми. Но, кстати, на испытаниях пользуются самым простым порошком белорусского производства, - чтоб даже при использовании так называемого "обычного" порошка результат был отличным. А что касается "антинакипинов" и прочих "калгонов" - то гораздо полезнее, говорит он, просто запускать время от времени стирку с лимонной кислотой.
28 сентября прошел День машиностроителя. К этому дню специалисты завода разработали и построили опытный образец посудомоечной машины. Директор "Атланта" заявил, что через 5-10 лет "посудомойка" должна быть в большинстве семей. Сегодня на рынке СНГ их продается лишь около 200.000 штук в год. Виктор Степанович, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что у него дома стоит техника "Атлант", и она порой выходит из строя до окончания гарантийного срока - "как и у всех". По статистике, 1% холодильников и 15-18% стиральных машин ломаются еще во время гарантийного срока, и это не только у "Атланта", а у всех производителей. То, что ломается каждая шестая "стиралка" - не вина конкретного белорусского предприятия. В Интернете часто можно встретить отзывы вроде "Стиральная машина "Атлант" сломалась через несколько месяцев, а у друга "Самсунг" уже пять лет работает без поломок". Но нужно учитывать, что около 60% все стиральных машин в белорусских семьях - это именно "Атлант", так что вполне понятно, что среди всех "стиралок" всей Беларуси "Атланты" ломаются чаще остальных марок, но в пересчете на число выпущенной продукции статистика поломок примерно одинаковая у всех фирм.
Компании за последнее время удалось снизить себестоимость производства стиральной машины на 20 евро, - при цене самой дешевой "стиралки" в 180 евро это очень хороший показатель, - более 10%. А между тем, выработка в пересчете на одного работника предприятия составляет более 60.000 евро. Как мы помним, средняя зарплата в стране за август - 4.084.995 рублей. На "Атланте" средняя зарплата за тот же месяц составила 5.150.000 рублей. А вот величину своей зарплаты директор Виктор Шумило не назвал, сославшись на коммерческую тайну. Но, отметил он, по его мнению, его зарплата раз в двадцать меньше гендиректора литовской компании Snaige Гядиминаса Чейки.
Александр Лычавко, OPEN.BY
Фото автора