Финансовый кризис. Народные приметы, как его распознать
Разводов становится меньше, мужчины экономят деньги, а женщины красят губы яркой помадой. Грозит ли кризис Беларуси? Потребительские вкусы обретают кризисные черты еще до того, как аналитику объявляют о крахе. Мы решили посмотреть, по каким народным приметам во всем мире определяют кризис, и определить, срабатывают ли они в Беларуси. 1. ПРИМЕТЫ В ОЧЕРЕДЯХ «Тебе сколько пачек сахара брать? Я себе 10 беру», - вспомните, сколько раз мы слышали эту фразу в прошлом году? Когда начался финансовый кризис, белорусы активно стали готовить припасы: в магазинах скупалось все - от сахара, соли и гречки до водки и уксуса. Причем брали все большими партиями: себе, родственникам и знакомым, которые в рабочее время не смогли выбраться в магазин. А автомобилисты стояли в очередях на заправках (некоторые даже с канистрами) - такая была реакция на слухи о подорожании топлива. Но экономисты и аналитики уже давно не считают такое поведение населения приметой кризиса. Закупался народ у нас всегда впрок, да и паниковать у нас никому не запретишь. Поэтому, если видите, что в магазине выстроилась очередь за гречкой, не спешите занимать ее. Тем более что если она будет лежать долго в кладовке, то и вовсе может испортиться. Ну а в этом году, как видим, ни очередей, ни паники особой нет. 2. РАЗОЙДЕМСЯ ПО-СЕМЕЙНОМУ Чем худее кошелек, тем меньше шансов уйти налево. Похоже, именно так размышляют американские эксперты. Они уверены, что в кризис семьи становятся крепче. С одной стороны, финансовые невзгоды могут легко доконать любой несчастливый брак. С другой - ничто так не укрепляет семью, как общий кредит на квартиру. А что у нас? Согласно статистике, в 2011 (кризисном) году на 1000 белорусов приходилось 9,2 брака и 4,1 развод. При этом за год сыграли свадьбу 86 785 тысяч человек, а развелись только 38 584 тысячи. А вот за первые семь месяцев этого года, когда доллар стабилен и не надо искать по магазинам гречку, белорусы заключили 36 942 брака и 24 634 развода. Выходит, ощущают себя белорусы уверено, за рай в шалаше не цепляются и при первой возможности возвращаются к холостяцкой жизни. 3. КРАСЬТЕ КРАШЕ Женщины лечат шопингом и душевные невзгоды, и финансовые. Если семеро по лавкам не плачут, то и на последние 100 тысяч надо прихорошиться. Во Франции, кстати, одна косметическая фирма даже предложила «индекс губной помады» в качестве индикатора кризиса. Логика простая: во времена спада наскрести на платьишки непросто, и барышни закупают тонны декоративной косметики. В непростом для мировой экономики 2001 году продажи помады выросли на 11%, а в Великую депрессию - вообще на четверть. Одна моя знакомая, кстати, сама того не зная, поучаствовала в этом «индексе губной помады». В прошлом году, помню, она с придыханием рассказывала, как накупила себе на последние 700 тысяч разных шампуней, кремов, масок для лица, тела и волос и прочих тюбиков и баночек. На резонный вопрос «Зачем так много?» ответила просто: «Потом цены поднимутся, и я не смогу себе позволить этого». - Я давно работаю с косметикой и не сказала бы, что в прошлом году как-то больше продавалось, - поделилась с «Комсомолкой» хозяйка одной из торговых точек в торговом центре. - Женщины всегда покупают много и чаще всего про запас. Сегодня крем закончится и надо бежать покупать. А так купил несколько баночек - и можешь спокойно рассчитывать свой бюджет без этих трат. А вот с помадой все не так - ее женщины выбирают долго и не берут сразу несколько тюбиков. Так что индексы эти не совсем верны. 4. ВОЗЬМИТЕ ПЕСТРЕНЬКИЕ Мужчины ведут себя прямо противоположным образом. Почуяв неладное в мире финансов, они превращаются в прижимистых скупердяев. Бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен, серьезный вроде бы экономист, уверял, что вместе с курсами акций непременно падают продажи мужского белья. В нестабильной обстановке потратиться на лишние труселя сильный пол никак не в состоянии. - Для вас, наверное, не секрет, что мужчины-то сами особо не покупают белье. Чаще мамы да жены приходят, - рассказала продавец отдела мужского белья одного из столичных магазинов. - Сказать, что кризис подкосил продажи, нельзя. А вот носки мужские в прошлом году скупали пачками. Брали подешевле и побольше. Сейчас поменьше покупают. 5. ВЫПИВАЕМ ДОМА Британцы вычисляют кризис по продажам пива в барах. В сытые времена местное население выпивает в заведениях, в голодные - дома. У нас же продажи алкоголя в магазинах действительно выросли, но не намного. Да и в кафе люди стали ходить реже, но не до конца отказались от этого развлечения. - Да, в прошлом году люди не особо охотно выпивали в кафе. Ведь цены действительно разнились, да и финансовое положение у многих было не совсем стабильным, - рассказал официант минского кафе. - Да и сегодня, если честно, учитывая цены, люди немного тратят на алкоголь. Ведь в магазине эта же бутылка, например водки, стоит в три раза дешевле. Поэтому многие ограничиваются бокалом пива или одним коктейлем. 6. ПЕРЕХОДИМ НА СВОЙ КАРТОФЕЛЬ Вместе с походами в бары беднеющие горожане начинают экономить на еде. Многие стали закупать продукты на скидках и акциях, причем упаковками, чтобы под завязку заполнить домашние хранилища. Например, сахара в прошлом году белорусы скупили 195 тысяч тонн, что на 30 тысяч больше, чем в 2010 году. Мяса и мясопродуктов на 20 тысяч тонн больше - 775 тысяч тонн. Есть и те продукты, которые белорусы, наоборот, стали меньше покупать. К примеру, овощей купили на 5 тысяч тонн меньше, а картофеля - на все 15 тысяч тонн. 7. ИНТЕРНЕТ ЦВЕТЕТ И ПАХНЕТ В Японии, например, практически каждый год население меняет технику в доме. Причем не ограничивается новым телевизором, а закупает все - от видеокамеры до холодильника. Европейцы чуть поспокойнее, но тоже стремятся, несмотря ни на что, купить новую плазму в гостиную. В ход идут разные уловки - от скидочных сайтов до интернет-аукционов с доставкой из Гонконга - там электроника уж больно дешево стоит. Экономисты тоже не дремлют: ежели народ повалил во всемирную паутину, пора насторожиться. Да я и сама недавно стала заложником интернет-магазинов, когда поняла, что телефон, который я хочу приобрести, в магазине стоит почти в 1,5(!) раза дороже, чем на сайте. - Цены в интернете действительно на 5 - 20% ниже, чем в магазинах. Да и равняемся мы не на магазины, а на зарубежные сайты и платежеспособность покупателей, - говорит продавец одного из интернет-магазинов. - Плюс есть здоровая конкуренция, когда ты видишь на сайтах конкурентов их цены и можешь тут же менять свои. В кризис заказов, наоборот, было больше, люди вкладывали деньги в технику и серьезные покупки. Сейчас все немного выровнялось, но сказать, что стали покупать меньше или больше, не могу.
Народная интуиция сломает любую экономическую выкладку.
Правда, справедливости ради, скажем, что пустых столиков по выходным в столичных кафе и в кризисный 2011-й, и сейчас - не сыскать. Вот и думайте: плохо или хорошо мы живем?