Вековые символы России
В минской экспозиции — фотографии гравюр, представляющие русские храмы, сельские пейзажи и городские архитектурные ансамбли, а также исторические сюжеты, бытовые сцены православной жизни, которые отражают российские реалии давно минувших дней. Поскольку в российском градостроительстве немалое значение всегда отводилось храму, то особое место на выставке — работам известных мастеров русского живописного зодчества. «Воплощая собой образ мира, православный храм в материальной (телесной) своей ипостаси был Домом, связанным с богослужением, причастным Богу, и нес на себе отблеск Его красоты. Летописцы всегда восхищались «светлостью, звонкостью и пространством» больших соборов, стремлением зодчих украсить храм «паче жилищ человеческих», — хоть автор выставки сейчас в Белокаменной, он делится своими мыслями с посетителями в подобных комментариях к экспонатам.
Глядя на фотографии, можно как бы соприкоснуться с давними эпохами, с чудом создания образов храмов. Есть тут очень древние виды: например, на Свято-Троицкую Сергиеву Лавру — монастырь в центре города Сергиев Посад Московской области, который основал Сергий Радонежский. Рядом привлекает внимание Соборная площадь Московского Кремля. Одна церковь очень похожа на Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот, где венчался Александр Пушкин с Натальей Гончаровой. В другом рисунке узнаваем известный Новодевичий монастырь. Тут показаны православные великолепные строения не только Москвы, но и других древних русских городов. Запечатлены в рисунках и Торжок, и Псков, и Тверская губерния, и Углич, и Архангельская область. В разнообразии фотографий, связанных с величественными храмами, деревянными церквушками, сплелась воедино соборная живопись севера и центра России. Выделяется и работа выдающегося художника-иллюстратора детских сказок Ивана Билибина.
Каждый снимок своеобразен. Смешались в экспозиции снимки гравюр, между которыми по девять веков! Есть и приближенные к нашему времени фотографии рисунков храмов — терраски к домам пристроены, люди едут на мотоцикле, накрывают грядки пленкой. Рядом фоторепродукции с рисунков XI века — 1073 года! Один из них — из «Изборника» Святослава, образца древнеславянской письменности. Тут же шедевр из XIII столетия. «Обращение художников к образу храма имеет давние традиции. Первые изображения мы находим в книжной миниатюре, на так называемых «архитектурных фронтисписах» XI—XIII веков», — комментирует автор экспозиции.
— Фотовыставка сделана с большой любовью к России, поэтому и посвящена такой дате — 1150-летию зарождения российской государственности. Вот она, красота храмов! Все они строились на возвышенности, чтобы их было видно отовсюду. И вся духовная жизнь складывалась там — в храмах, — говорит Елена Маслова, заместитель руководителя Российского центра науки и культуры в Минске. — К 1150-летию зарождения российской государственности в нашем центре проведено не одно мероприятие: конференции, лекции для школьников и взрослых. У нас часто собираются организации соотечественников и проводят тематические мероприятия. В этом году в России два ключевых события — 1150-летие зарождения российской государственности и 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. Рады видеть гостей на фотовыставке «Памятники русского зодчества» и на других мероприятиях в Российском центре науки и культуры в Минске по адресу: улица Раковская, д. 16-б. Милости просим к нам всех читателей «Белорусской нивы»!
Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»
Фото автора