Коэффициент полезного взаимодействия
Первые и довольно уверенные шаги в этом направлении уже сделаны. Министерство промышленности Беларуси и Министерство промышленности и торговли России создали совместную рабочую группу по развитию сельхозмашиностроения. Есть и конкретные примеры практического воплощения в жизнь ряда договоренностей с соседями-партнерами.
Те серьезные меры, которые были заложены в союзные программы и иные совместные проекты Союзного государства, начинают давать реальную отдачу. Об этом позволяют судить вести с полей, когда Беларусь отправила в закрома более 9 миллионов тонн зерна нового урожая.
— Ныне хлеб достойный, — констатирует заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Василий Павловский. — Есть хозяйства, которые имеют урожайность более 80 центнеров с гектара. Для страны, едва ли ни целиком расположенной в зоне рискованного земледелия, эти показатели воспринимаются как невероятные. Но это факт.
В Минсельхозпроде отмечают, что хотя Беларусь не является экспортно ориентированной по зерну, но если соседи обратятся к Минску за помощью, страна на это пойдет. Так было, когда Республика Татарстан обратилась с просьбой продать картофель — более 15 тысяч тонн второго хлеба тут же было поставлено.
— Экспорт зерна Беларусь осуществлять не планирует, — подчеркнул Василий Павловский. — Но если будут у кого-то проблемы по зерну, мы не откажем.
Не забыта образовательная составляющая аграрной взаимовыручки и поддержки. Уже действует совместный проект Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК Белорусского государственного аграрного технического университета и Российской академии кадрового обеспечения АПК — белорусско-российские стажировки для профессиональной переподготовки и повышения квалификации аграриев Союзного государства. Программы двусторонних мероприятий всегда тщательно составляются и согласовываются с учетом интересующих гостей вопросов. В выигрыше оказываются все, а Союзное государство получает дополнительную возможность сплотить научно-кадровый потенциал аграриев Беларуси и России.
В период обострения ситуации на мировых продуктовых рынках согласование аграрной политики двух стран — весьма актуальный вопрос. И здесь важна роль господдержки агропромышленного комплекса.
Прежде было принято считать, что более высокий уровень дотаций сельского хозяйства в Беларуси позволяет иметь одностороннее преимущество на рынках России. Если в нашей республике он в разные годы составлял 20—25 процентов от стоимости валовой продукции, то в России — около 10.
Однако остроту вопроса удалось снять за счет того, что понятие государственной поддержки в процессе переговоров разделили на две части. Одна часть — дотации, которые непосредственно помогают производителю: финансы, выделяемые государством на удешевление семян, минеральных удобрений, топлива, льготные проценты по кредитам и т.д. И вторая — денежная поддержка, которая напрямую не влияет на производство сельхозпродукции. Это, например, вложения в науку, обустройство дорог, племенное дело, карантинные и другие мероприятия. После такого разделения оказалось, что господдержка АПК в Беларуси, удешевляющая производство продукции, не превысит 10 процентов. Пока она, правда, остается несколько выше, чем в России. Но в течение 6 лет этот уровень поэтапно будет снижаться. Кстати, этот же уровень господдержки зафиксирован и в соглашении, подписанном при ратификации документов Единого экономического пространства на территории Таможенного союза.
Один из источников трудностей — различная степень рыночности экономик России и Беларуси. Правда, ряд проблем был снят с созданием Единого экономического пространства. Убраны искусственные барьеры во взаимной торговле, введены необходимые элементы координации деятельности.
Сняты разногласия и по применению ежегодных прогнозных балансов спроса и предложения во взаимной торговле. В последние годы зачастую они играли своего рода роль квот по чувствительным для Беларуси экспортным товарам. Концепция единой аграрной политики предусматривает гибкость в применении балансов: они могут корректироваться исходя из повседневных реалий.
Но пока это только документ о намерениях. По мнению аналитиков, следующим шагом станет составление поэтапного плана мероприятий по реализации этой концепции. Как считает один из ее разработчиков, вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук Иван Ушачев, в качестве основного направления должна стать разработка единой системы мониторинга обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства. Кроме того, необходимо усовершенствовать механизм закупок продовольствия в госрезерв.
— Уже в ближайшее время надо перейти к взаимным поставкам в эти фонды, а в дальнейшем рассмотреть возможность создания совместных резервных фондов Союзного государства по наиболее важным видам продовольствия, — подчеркивает ученый.
Он также уверен, что для совершенствования механизма ценового регулирования и стабилизации аграрного рынка необходимо сформировать союзный фонд поддержки сельского хозяйства и регулирования аграрных рынков с возможностью проведения межгосударственных закупочных и товарных интервенций. Безусловно, все это будет способствовать созданию общего и, главное, конкурентоспособного аграрного рынка.
По мнению госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты, успешное осуществление единой политики в сфере АПК позволит не только увеличить производство основных продуктов питания в должном объеме и ассортименте, но и обеспечить их ценовую доступность. Объективные предпосылки для превращения Союзного государства в мощную «продовольственную державу» имеются. Только наши собственные недоработки или промахи могут помешать Союзу стать одним из крупнейших в мире экспортеров сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Будем сами сыты и Европу накормим.
Александр ШЕВКО, «БН»