Стейк-хаусы ищут потребителя...
— Необходимо разработать стандарты на мясо и мясную продукцию, которые позволят дифференцировать продукты более тщательно, — продолжает руководитель. — Наш потребитель натуральную говядину не ест. Мы сдаем на мясокомбинат мясо качественное, а также коров, которые уже отработали свой век. Предприятию выгоднее продать бычка полутушей, скажем, в Россию, а корова идет на переработку, а затем в магазины. У нас, к сожалению, нет разделения говядины по качественным показателям, а в европейских странах ее 5—7 сортов. Цена от 3 до 30 и более евро. Это уже высший сорт — мраморное мясо, которое производим и мы.
Не каждый, наверное, знает, что мраморное мясо получило свое название из-за равномерно распределенных жировых прослоек в мышечных тканях молодых бычков, на срезе напоминающих природный рисунок благородного камня. Причем чем их больше, тем выше качество продукта. В процессе приготовления прослойка тает, наполняя мясо соком, за счет чего оно приобретает неповторимую нежность и мягкость.
Сегодня в СПК «Першаи-2003» уже шестьсот коров элитной шотландской породы абердин-ангус. Животные внешне очень похожи на зубров, только без рогов, и в отличие от наших коров, по сути, не дают молока. Ставка сделана на «говяжье фуа-гра» — именно так гурманы нередко называют деликатес. Секрет мраморности, помимо породы, конечно, в особом рационе питания. До шести месяцев бычок растет исключительно на мамином молоке. Дальше только натуральный корм: свежая трава и зерновые.
Способность выдерживать даже 30-градусные морозы объясняется генами. Изначально скот этой породы, как, впрочем, и других мраморных вроде лимузинов и шероле, был диким. А бегать им, между прочим, противопоказано. Это еще одно условие качественного мраморного мяса на выходе.
Как говорит Евгений Скрундь, в Японии, например, за некоторое время до забоя бычков вообще ограничивают в движении, и даже делают им специальный массаж. Кстати, самая дорогая мраморная говядина родом именно из этой страны: стоимость килограмма доходит до 500 долларов. С белорусским мраморным мясом все куда скромнее. Еще несколько лет назад, рассказывает руководитель, у них деликатес вообще закупали по цене обычной говядины. А потому параллельно ставку сделали на племенное разведение.
— Чтобы говядина была прибыльной, мы должны держать бычка 12—13 месяцев. Это тот период времени, когда быстрее идет накопление мышечной массы. А это, естественно, привесы. Надо только добавить белка в наш комбикорм, силос, тогда технологические привесы будут порядка 900 граммов в сутки, — утверждает Евгений Скрундь. — У нас пока популярна свинина, а в Европе уже давно говядина. За качество там привыкли платить. Но сегодня цена от нас не зависит, ее регулирует рынок, который чутко реагирует на спрос. В связи со вступлением России в ВТО на него нужно выходить с конкурентоспособным продуктом. Правильно говорит глава государства, сейчас главное не произвести, а выгодно продать. Должна быть целая цепочка — от убоя до правильной маркетинговой политики.
Пока основная задача хозяйства — наращивать поголовье, чтобы часть голов продавать как племенной элитный скот. Планируют начать и свою переработку мраморного мяса. Опыт в этом деле уже есть. Десятки наименований мясных изделий изготавливают в колбасном цехе, и расходятся они по всей республике. Есть свои фирменные магазины и кафе, активно работает выездная торговля. Ежегодно от собственной переработки першайцы получают по 3,5—4 миллиарда рублей прибыли.
Рентабельность говядины в отличие от многих хозяйств республики составила в прошлом году 9 процентов. Нынче есть возможность выйти на 12—15 процентов.
— Будет и сбыт, — уверен Евгений Скрундь. — В Европе качественной говядины не хватает. У нас уже есть конкретные предложения из Швеции.
Отличные перспективы у белорусского мраморного мяса и в России. В Москве уже стейк-хаусы, без преувеличения, на каждом шагу. Спрос на деликатесные блюда огромен, хотя удовольствие тоже не из дешевых — за порцию придется отдать минимум 50 долларов.
У нас же пока в свободной продаже как таковой мраморной говядины нет, ее можно попробовать только в некоторых ресторанах. Здесь уже, на мой взгляд, издержки переработки, которую устраивает накатанная дорога. Да и применяемые технологии не подходят для производства высококачественного продукта. А ведь за хорошее мясо люди готовы платить хорошие деньги и в нашей республике.
Александр ШЕВКО, «БН»