Министр с директорским портфелем

Источник материала:  

Белорусское правительство попробует себя в роли бизнесменов.

В Беларуси введена персональная ответственность чиновников за реализацию ряда инвестиционных проектов. Теперь высшие должностные лица страны обязаны взять эти вопросы под личный контроль, и за каждым из них закреплено по одному, а то и по несколько предприятий. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров № 841. Эксперты считают, что теперь интерес к стране со стороны инвесторов должен повыситься.

Всем сестрам по серьгам

Весной нынешнего года глава государства Александр Лукашенко, выступая перед белорусским народом и Национальным собранием, уделил в своей речи проблеме контроля со стороны правительства за инвестиционными проектами несколько абзацев. В частности, он указал, что всей исполнительной «вертикали» власти, руководителям предприятий необходимо радикально менять свою психологию. «Модернизация не означает щедрый поток государственного финансирования, нередко под бездумную закупку оборудования или строительство заводов, чья продукция потом никому не нужна. Есть проект или идея — ищите под нее инвестора. Уговаривайте его, создавайте для него условия. Причем инвестиции должны быть прямыми, а не замаскированной формой кредита», — отметил Александр Лукашенко.

Собственно, именно тогда впервые и прозвучала идея — каждому члену правительства, председателям облисполкомов и Минского горисполкома взять под личную ответственность реализацию нескольких проектов, под которые привлекаются прямые инвестиции. Впрочем, по задумке, члены правительства и губернаторы должны начать этот процесс первыми, впоследствии такая практика должна перейти вниз по «вертикали» власти — на председателей районных и городских исполнительных комитетов. «Это должны быть проекты, кардинально меняющие производственный облик нашей страны. Когда первое лицо министерства или региона будет вести конкретный проект, то гораздо лучше увидит проблемы, с которыми сталкивается инвестор»,— резюмировал глава государства.

Перечень содержит самые разные проекты. Одни из них реализуются с разной степенью успешности уже не первый год, другие предполагают строительство новых производственных площадок. К примеру, премьер-министр Михаил Мясникович будет курировать работу с инвесторами в ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», а кроме того, сразу несколько стартовых инвестпроектов, таких как организация производства легковых автомобилей (СЗАО «БЕЛДЖИ», создание вертикально-интегрированного деревообрабатывающего комплекса (ЗАО «Вакару Мяденос Групе» (Литва)), запуск производства индивидуальных средств гигиены (ИЧПУП «БелЭмса»), строительство торгово-логистического центра площадью свыше 70 тыс. кв. метров в поселке Щомыслица Минского района (ООО «Интер Строй — портал Плюс»). Первый вице-премьер Владимир Семашко возьмет под контроль ситуацию в ОАО «Камволь» и на РУПТП «Оршанский льнокомбинат», а также будет наблюдать за проектом строительства белорусской АЭС. Анатолий Калинин пристальнее будет следить за инвестированием в ОАО «Доломит», РУПП «Гранит», уделит внимание комплексному развитию ОАО «Оршанский авиаремонтный завод». Михаил Русый займется вопросами привлечения капиталов в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат», а также модернизацией и техническим переоснащением производства СООО «Белсыр». А Анатолий Тозик будет курировать ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов» и создание Китайско-Белорусского индустриального парка.

По аналогии займутся подобными проектами еще 42 чиновника — губернаторы, министры, председатели комитетов и государственных концернов.

Расчет таких нововведений прост: если каждый чиновник будет лично вникать во все детали проекта, то это в придачу к финансовым обязательствам власти даст дополнительные гарантии инвесторам, что проект будет стопроцентно реализован. В противном случае госорган покажет свою несостоятельность. Инвесторы увидят в чиновниках не абстрактные фигуры, которые занимаются бумаготворчеством, а именно руководителей, направляющих социально-экономическое развитие региона. Как указывают в пресс-службе Совета Министров, подобные меры призваны существенно «повысить уровень и степень ответственности должностных лиц за выполнение бизнес-планов предприятий, включая реализацию инвестиционных проектов, создать дополнительные возможности по активизации их финансового оздоровления». Следует заметить, что подобное решение далеко не белорусское ноу-хау. Подобные меры на разных этапах применялись в Китае, во Франции, Германии, Чехии. Недавно эксперимент по закреплению ответственных чиновников за инвестпроектами начался и в некоторых регионах Российской Федерации, и первые его результаты говорят о том, что он удался. Примечательно, что в самый разгар кризиса 2008—2009 годов для более четкого реагирования на местах во время работы с инвесторами к ряду крупных инвестпроектов прикрепили чиновников московской мэрии. Работа в режиме реального времени воспрепятствовала резкому оттоку капитала с вновь возводимых производств.

Работа на местах

Обычно, когда речь идет об иностранных инвестициях, принято говорить об инвестиционном климате страны. Но для привлечения капиталов из-за рубежа важен не только уровень макроэкономики. Значительная часть факторов, которые инвесторы учитывают при принятии решений, находится на микроуровне. Эксперты в целом поддерживают нововведение, считая, что оно поможет оперативнее решать вопросы на местах.

«Это весьма продуманные меры, — объясняет председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. — В Беларуси немалое количество инвесторов сталкивается в своей работе с влиянием госорганов. Нередко сопровождающие инвестпроект согласования, выдвигаемые дополнительные требования и условия завышают и сроки, и сметы строительства, а у инвестора далеко не всегда есть возможность для поиска дополнительной ресурсной базы. В итоге нередко инвестор оказывается один на один со своими проблемами, несет дополнительные риски и финансовые издержки, а это может негативно сказаться на реализации того или иного проекта. Потому привязка членов правительства к конкретным инвестпроектам позволит обеспечить живое реагирование». Вместе с тем глава предпринимательского союза не уверен, что подобные решения кардинально повлияют на инвестиционный климат в целом, но благоприятное воздействие будет несомненным. «Было бы хорошо, если бы чиновникам не приходилось заниматься такими вопросами вовсе, — объясняет он. — В высокоразвитых странах госсектор такими вопросами не занимается вообще. Главная роль государства — создать прозрачное и ясное инвестиционное законодательство, обеспечить четкое антимонопольное регулирование. Но коль уж в Беларуси в экономике доминирует государственный сектор, а земля и многие другие ресурсы сконцентрированы в руках государства, то подобная заинтересованность в сопровождении инвестиций должна повлиять на ситуацию в инвестиционном секторе кардинально».

По мнению многих специалистов, в целом инвестиционный климат в Беларуси улучшается. Как недавно заметил глава государства, мы в этом вопросе сделали все, что возможно. Но для иностранного инвестора, вопреки распространенному мнению, решающее значение имеют не налоговые льготы, хотя их наличие или отсутствие тоже немаловажно. Гораздо актуальнее для них отношение властей, которое проявляется при решении самых обычных бытовых вопросов. Теперь, когда в деле появилась новая заинтересованная сторона, работать с Беларусью им должно стать гораздо интереснее.

←С начала года депозиты населения выросли более чем на 40 процентов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика